В стране реабилитирован союзник Гитлера адмирал Хорти, который был регентом королевства в тот момент, когда из него депортировали 400 000 евреев. Все это при одобрении оказавшегося в незавидном положении правого правительства.
Представьте себе, что в 2012 году во Франции ставят памятник маршалу Петену, называют его именем парк или вешают посвященную ему мемориальную табличку на стену университета.
Нечто похожее происходило последние несколько недель в венгерских городах Кереки, Дьемре и Дебрецен. Речь, разумеется, идет не о маршале Петене, а его местном аналоге адмирале Миклоше Хорти.
При всем этом за плечами у регента Венгерского Королевства с 1920 по 1944 год далеко не самая славная история. Именно при его власти в стране был принят один из первых в Европе антиеврейских законов: положение о процентной норме в университетах в 1920 году.
Еще одно знаменательное свершение: добровольное сближение, а затем и союз с гитлеровским режимом в 1930-х годах.
После аннексии Австрии Германией в 1938 году оказавшийся у ворот Венгрии Гитлер потребовал от нее привести внутреннюю политику в соответствие с политикой Третьего Рейха. Правительство Дараньи под надзором Хорти приняло первый антиеврейский закон. В 1939 году за ним последовал второй, а в 1941 году — третий (в обмен по итогам арбитражного разбирательства в Вене в 1938 и 1940 годах Венгрия получила значительную часть территории, которая была потеряна после подписания Трианонского договора в 1919 году).
Дальше было еще хуже… В марте 1944 года в Венгрию вошли нацистские войска. Венгерские власти провели конфискацию имущества евреев, жандармы собрали их в гетто и начали депортации. Около 435 000 евреев были отправлены в концентрационные лагеря с 15 мая по 8 июля 1944 года, когда Хотри отдал трагически запоздалый приказ все это остановить.
В октябре 1944 года нацисты лишили его всей власти и поставили вместо него ужасающего лидера партии «Скрещенные стрелы» Ференца Салаши. По окончанию войны Хорти нашел прибежище в Португалии Салазара, где мирно провел остаток жизни до кончины в 1957 году.
Споры в парламенте
Сегодня фигура Миклоша Хорти, которого клеймят позором венгерские левые и превозносят до небес в ультраправых движениях, вновь вышла на первый план в политической жизни.
За последнее время в стране прошел целый ряд посвященных ему памятных мероприятий (под благосклонным взглядом стоящей у власти консервативной партии «Фидес» (Венгерский гражданский союз)), в начале июня это привело к ожесточенным спорам в парламенте.
«По всей видимости, напомнить нам о печальном прошлом Хорти хотят не только экстремисты из «Йоббика» (партия «За лучшую Венгрию»), и «Фидес» тоже поддерживает реабилитацию адмирала», — возмутилась депутат социалистической партии «Демократическая коалиция» Агнеш Вадаи.
«Сколько еще нам придется это терпеть? И что нам теперь нужно готовиться к реабилитации Салаши? (венгерский нацистский деятель, возглавлявший Венгрию с октября по декабрь 1944, глава венгерской нацистской партии «Скрещенные стрелы», — прим. ред.) Как вы будете смотреть в глаза будущих поколений? Постыдитесь!» — обратилась она к министру юстиции.
Министр юстиции Тибор Наврачич в свою очередь отослал социалистов к их коммунистическому прошлому, тем самым избежав оправданий явного потворства правительства молчаливой реабилитации бывшего регента. Чем можно объяснить поведение «Фидеса»?
Теряющий популярность «Фидес» пытается привлечь избирателей «Йоббика»
Для этого есть две причины. Первая касается идеологии: правая партия совершенно искренне считает Хорти уважаемой исторической фигурой и снимает с него всю ответственность, напоминая о давлении со стороны нацистской Германии.
«В 1993 году несколько министров правоцентристского правительства присутствовали на церемонии перезахоронения Миклоша Хорти», — вспоминает политолог Петер Креко.
Второй, более интересный момент относится к политике: теряющая популярность партия Виктора Орбана заигрывает с ультраправыми, чтобы привлечь на свою сторону избирателей «Йоббика».
«Фидесу» сейчас это необходимо: после выборов 2010 года они потеряли почти половину сторонников», — уверена Агнеш Вадаи.
Правительство действительно оказалось в очень непростом положении: по данным опроса, которые были обнародованы в начале июня на франкоязычном информационном сайте о Венргии Hu-lala, 75% венгров считают, что страна движется в неверном направлении, и лишь 12% удовлетворены положением вещей.
Этих людей можно понять: Венгрия до сих пор находится под надзором МВФ и все глубже погружается в кризис. В первом квартале 2012 года ВВП упал на 1,3%. Такой результат — худший во всем Европейском Союзе за исключением Греции (по данным Eurostat).
Революция, которую пообещал «Фидес» после прихода во власть в апреле 2010 года, принесла жестокое разочарование… Консервативная партия получила в тот момент беспрецедентное большинство в 263 депутатских кресла (из 386), оставив Венгерской социалистической партии всего 59.
Сегодня, по информации Ipsos, ВСП получила бы практически столько же голосов, сколько и «Фидес» (17% за «Фидес» против 15% за ВСП, к которым следует добавить еще 2% за диссидентов-социалистов из ДК).
Пусть еще несколько месяцев назад подобное казалось невероятным, но Виктор Орбан вполне может проиграть парламентские выборы 2014 года… «Из-за границы Орбан может показаться кем-то вроде Путина или Лукашенко… На самом деле он очень нервный», — комментирует главный редактор Hu-lala.org Корантен Леотар.
Опасная и непродуктивная политика
Именно эта нервозность толкает «Фидес» вперед к национализму. Так, например, правительство включило в школьные программы произведения ультраправых писателей, таких как Альберт Васс и Йозеф Ниро. Ниро был убежденным антисемитом, прославлял Геббельса и заседал в парламенте в эпоху «Скрещенных стрел».
Еще один показательный пример: не укладывающаяся в голове попытка перезахоронения Иозефа Ниро на румынской территории в присутствии спикера венгерского парламента Ласло Кевера. Этот эпизод привел к серьезному дипломатическому инциденту с Румынией.
Погоня за ультраправыми в надежде вернуть себе популярность… Такая тактика ничего вам не напоминает?
«Фидес» следует французскому примеру Николя Саркози: Виктор Орбан как-то даже объяснял это в интервью. Но это плохая стратегия. Результаты французских выборов наглядно продемонстрировали, что она оказалась проигрышной в среднесрочной перспективе и лишь дала оправдание риторике и подходу ультраправых вместо того, чтобы ослабить их», — отмечает Петер Креко.
Единственный удачный момент для Виктора Орбана — это посредственность социалистической оппозиции. Сейчас в ней наблюдается раскол после того, как сторонники бывшего премьер-министра Ференца Дьюрчаня сформировали собственную «Демократическую коалицию». ВСП не может найти нового харизматичного лидера и остается заложницей неприятных воспоминаний, которые оставили после себя коррупционные скандалы 2000-х годов.
Таким образом, всего два года спустя после массового отказа социалистам населению Венгрии уже надоело правительство «Фидеса». В условиях тяжелого экономического кризиса две крупнейшие партии растеряли всяческое доверие.
В результате в стране появились все нужные составляющие для гонки популизма, преимущество в которой принадлежит ультраправым. Реабилитация Хотри — всего лишь один из множества примеров…
Опасность для венгерской демократии заключается в первую очередь не в авторитаризме Орбана, который уже через два года может лишиться власти, а в глубоком презрении граждан к своему руководству.
Оригинал публикации: La Hongrie court après ses fantômes nazis
Источник: ИноСМИ