Московским мусульманам не хватает уже имеющихся в городе четырех мечетей. Но обитатели районов, где власти предлагают их построить, выходят на многолюдные акции протеста. Корреспонденты «МН» исследовали действующие в столице мечети и попытались понять, как уживаются рядом с ними москвичи.
Мечеть «Ярдям» в Отрадном
Адрес: ул. Хачатуряна, д. 8

От станции метро «Отрадное» до мечети пешком 10–15 минут. «Ярдям» соседствует с православным храмом и синагогой — в Отрадном построен комплекс зданий трех религий: христианства (православия), ислама и иудаизма.
Мечеть открыли 14 сентября 1997 года. Ее вместимость — 500–600 человек. 200–300 человек собираются на площади у мечети. Примерно 2 тыс. мусульман приходит на пятничную молитву. В праздничные дни здесь собирается до 10 тыс. человек. В этом году за один праздничный день здесь два раза молилось по 10 тыс. мусульман, то есть всего 20 тыс. человек.
При мечети работает магазин продуктов. Покупатели — и мусульмане, и обычные местные жители. Охлажденное мясо-халяль: баранина по 450 руб. за килограмм, говядина на кости по 280 руб., цыплята-бройлеры из Тамбовской области по 130 руб. Здесь же можно купить чай из Азербайджана — 250 руб. за 250-граммовую упаковку, брынзу из Кабардино-Балкарии по 320 руб. за килограмм, молочные продукты из Орловской области. Также открыт магазин с религиозной атрибутикой и литературой. Здесь же кафе. Рядом с мечетью работает автомойка. Служители говорят, что вынуждены сдавать площади в аренду, чтобы было легче оплачивать коммунальные услуги.
На сайте мечети предлагают услуги фотографа, налогового адвоката, имиджмейкера. Есть медцентр со стоматологией, массажем, гирудотерапией. Здесь же объявления о курсах арабского языка или помощи в совершении хаджа.
Соседи
Владимир, пенсионер, гуляет с собакой
«Живу в доме по соседству — ул. Хачатуряна, 12, корп. 1. Окна как раз на мечеть выходят. Да, по пятницам и по праздникам здесь очень много людей и автомобилей. Но мы как-то привыкли уже. Единственное, что проехать сложно бывает. Но обычно приезжают полицейские, разруливают все. Мы и наши соседи берем мясо в магазине при мечети. Всегда свежее».
Ярослава, домохозяйка, гуляет с дочками трех и пяти лет
«Когда мы ходим гулять в парк по пятницам или в дни, когда, видимо, мусульманские праздники отмечаются, по улице идет очень много приезжих из Средней Азии и с Кавказа. Как бы сказать, чтобы никого не обидеть… многие из них выглядят неопрятно и даже угрожающе. Такое впечатление, что не в своем городе оказался. Я боюсь девчонок отпускать вперед на самокатах и велосипедах. Держу крепко за руки, иду с ними по обочине, потому что тротуар просто переполнен гастарбайтерами. Мужчины очень громко разговаривают, некоторые буквально разглядывают нас, в общем, чувствую себя неловко и небезопасно».

Максим, водитель

«Я не против мечети как таковой. Людям надо верить и молиться. Просто раньше, пока в городе не было много гастарбайтеров, в Отрадном никогда такого наплыва верующих мусульман не было. У меня есть друзья-мусульмане, приличные люди, посещают мечеть. Но и они сами иногда испытывают неудобства от того, что на молитву зачастую приходят весьма странные личности».

Елена, сотрудница салона красоты, расположенного неподалеку
«Однажды проходила мимо мечети, и один из попрошаек обозвал меня. Стал материться, так я его сумкой по спине стукнула. Охранник из мечети прибежал, извинился, сказал, что этих нищих они сами прогоняют, но те снова приходят. Наши посетители по пятницам обычно опаздывают в салон — проехать в эти дни на машине сложно бывает, а припарковаться вообще негде. Все заставлено автомобилями».
Шейх Махмуд Велитов, руководитель религиозной общины мусульман «Байт Аллах»
«Нашей мечети в Отрадном уже 15 лет, конфликтов с местным населением нет, все хорошо. Мы усилитель на минарете не включаем в обычные дни, кроме праздничных, чтобы людей не будить и чтобы не было скандалов.
Мы чувствуем некоторую обиду на правительство Москвы. Христианам дают места для строительства 200 православных храмов. Конечно, мы понимаем, церкви нужны. Но почему бы мусульманам не дать участки земли хотя бы для десяти мечетей? С 2000 года наше общество «Байт Аллах» просит у властей Москвы землю. Нам показывают участки, но с оговоркой: надо согласовать с населением. Хорошо, что они придумали такую схему, но это причина для возникновения коррупции. Как только согласуешь это в префектуре на основе взаимных интересов, так, значит, и население начинает разрешать. А не умеешь согласовывать — значит, и народ со строительством мечети не согласится.
Иногда предлагают такие участки земли, где строительство вообще невозможно. Либо там гаражи находятся, а значит, население не позволит, либо место — под линией электропередачи. Значит, мечеть мы построить там не сможем.
Правительство Москвы давно обещало, что в каждом округе столицы будет мечеть. Но между обещанием и исполнением дистанция больше десяти лет. Я мэру Собянину написал больше десяти писем. Просил хотя бы гектар земли. Мы просто ждем этого участка, деньги на строительство найдем сами, построим там больницу, детсад, и при них будет культурный центр с возможным строительством мечети.
Я считаю, что если мечетей в Москве будет не хватать, люди станут собираться на квартирах, в каких-то помещениях, где нет имамов. И кто и на что их будет настраивать, неизвестно. Ислам должен распространяться без призыва к насилию. Но в этих местах неофициального сбора неизвестные люди будут учить чему угодно. И неизвестно, к чему это приведет в будущем».

Когда молятся мусульмане
В исламе обязательна ежедневная пятикратная молитва — намаз, или салят. Ее можно совершать и в мечети, но можно и дома. Молитва совершается утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью. Точное время зависит от положения солнца, восхода и заката. Например, предвечерний намаз (аср) начинается «с момента, когда длина тени объекта в два раза больше самого объекта (либо равна длине объекта)».
Например, 28 сентября в Московской соборной мечети первый намаз совершался в 5.36 утра, второй — в 13.21, третий — в 16.23, четвертый — в 19.13, пятый — в 20.54.
В пятницу мусульмане-мужчины обязаны прийти на послеполуденную соборную молитву — джума-намаз. Пятница как день молитвы установлена в Коране. «Азан — призыв на молитву с минарета, это традиция, восходящая к временам, когда люди узнавали о времени молитвы по возгласу муэдзина. Сейчас это просто традиция: у всех есть часы, в мобильных телефонах устанавливаются напоминания, так что азан звучит тихо. Мы давно уже используем ретрансляторы, шумовой фон — минимальный, единственное исключение — днем в пятницу призыв на молитву звучит громче обычного, но и то слышен лишь вблизи самой мечети. Два раза в год — на Курбан-байрам и Ураза-байрам — относительно громко звучит утренний азан», — говорит Гульнур Газиева, пресс-секретарь Совета муфтиев России.