Следователи — о «деле Федоровича»: Банда адвоката-убийцы орудовала в Екатеринбурге с 2005 года.

«Комсомолка» узнала всю правду о банде блогера-убийцы: как возникла группировка, точное количество ее членов, кто из них до сих пор находится на свободе, по какому принципу преступники выбирали своих жертв…

Корреспонденты «КП» продолжают свое расследование нашумевшего дела о «банде Василия Федоровича» — известного екатеринбургского адвоката и интернет-публициста. Напомним, 26-летнего уральца и его подельников обвиняют в серии убийств. Точное количество жертв до сих пор устанавливается. Чтобы положить конец многочисленным слухам, мы встретились со следователями, которые непосредственно занимаются распутыванием этого громкого и очень непростого дела.

БАНДА ВОЗНИКЛА В 2005 ГОДУ

— Информация о том, что на группировке числится 40 трупов, — полная ерунда, — уверяют в Первом отделе по расследованию особо важных дел СУ СКР по Свердловской области. — Хотя с марта по май 2012 года они, действительно, «наколбасили» много народа. Пока обвинения предъявлены по пяти убийствам. Но их определенно больше. Так называемое объединение Василия Федоровича — это полноценная банда, то есть организованная вооруженная преступная группа, созданная для совершения преступлений. Все члены банды были хорошо знакомы друг с другом и регулярно собирались на квартире у блогера или в кафе, где обсуждали будущие действия и хвастались тем, что уже совершили…

Хотя банда в том виде, в каком мы ее знаем, появилась лишь в 2011 году, ее прообраз возник еще в 2005-м. Тогда криминальная компания состояла лишь из трех человек: 23-летнего Даниила Поташникова, его 22-летнего двоюродного брата Романа Кириякова и 24-летнего Антона Чиркина. Тогда молодые люди зарабатывали на жизнь различными махинациями. Какими именно, следователи пока не говорят. Но их деятельность была явно незаконного толка. Даниил Поташников никогда нигде не работал. Хотя номинально он числился начальником швейного цеха в одной частной фирме (сейчас выяснилось, что мужчина ни разу там даже не появлялся). При этом Даниил всегда жил безбедно, да еще и обеспечивал всем необходимым жену. Удивительно, но, по словам следователей, супруга бандита никогда не интересовалась, где благоверный достает деньги. Как бы там ни было, спустя несколько лет женщина все-таки ушла от Поташникова.

В отличие от родственника у Романа Кириякова было официальное место работы — он трудился помощником бухгалтера. А в 2008 году парень и вовсе решил получить второе высшее образование, для чего поступил на заочное отделение в Уральский экономический университет. В 2012 году он должен был уже защищать диплом. Однако из-за ареста научная деятельность отпала сама собой.

Что же касается Антона Чиркина, этот мужчина с середины 2000-х и до последнего времени работал таксистом. Это и определило его роль в банде.

— Чиркин был персональным водителем группировки. Его единственная задача заключалась в том, чтобы быстро привести сообщников на место и также мгновенно увезти их, когда дело сделано, — объясняют в Следственном комитете. — Так как сам Антон не принимал участия в убийствах, до суда он отпущен под подписку о невыезде.

УБИВАЛИ СВОИХ ЖЕ РОДСТВЕННИКОВ

Когда молодые люди расправились со своей первой жертвой, до сих пор выясняется. Предположительно, это произошло в 2009 году. Тогда Поташников попросил Кириякова расправиться с… родственником своей жены. У семьи супруги была трехкомнатная квартира. В одной комнате жили Даниил с благоверной, в другой — ее отец, и в третьей — ее сводный брат, 30-летний Сергей Мезенев. Жена Поташникова в ближайшее время должна была родить дочку. Но вот беда — для детской совершенно не было места в квартире. И чтобы решить эту проблему, Даниил подговорил Кириякова «убрать» сводного брата своей любимой. Как-то вечером Роман подкараулил Мезенева в подъезде и со всей силы несколько раз ударил по голове молотком, после чего убежал незамеченным. Целых три года следователи думали, что на Сергея напал какой-то сумасшедший или что тот стал жертвой неудачного ограбления.

Судьбоносная для будущих главарей банды — криминального элемента средней руки Даниила Поташникова и «вменяемого националиста» Василия Федоровича — встреча произошла в сентябре 2011 года. По одной версии, на которой, кстати, настаивает сам блогер, Поташников обратился к нему с просьбой проконсультировать по некоторым юридическим вопросам. По другой — будущих сообщников свел общий знакомый скинхед.

— В любом случае, обстоятельства знакомства сути не меняют, — констатирует один из следователей. — Эти два товарища нашли друг друга. Разговорились, обменялись идеями и решили «поработать» вместе. Кстати, все их подельники в один голос говорят: «Вася и Даниил стоят друг друга».


Вскоре Поташников подтянул в банду своего младшего брата, Антона, который как раз недавно вышел с зоны, где отсидел за грабеж. Тот в свою очередь привел с собой кореша-сокамерника Егора Дровникова, слонявшегося без дела в Каменск-Уральском. Ну а со стороны Василия в преступное сообщество «за компанию» вступила его подружка-студентка Лена Сухих.


— Отличительной чертой этой банды стало то, что в ней было сразу два главаря. Но их функции все-таки разделялись, — объясняют в Следственном комитете. — На Федоровиче был поиск жертв и юридическая защита членов банды. Он мониторил через СМИ, чтобы узнать, как продвигается расследование их преступлений. И давал своим сообщникам указания, как им действовать — прятаться, залечь на дно или продолжать вести себя как ни в чем не бывало. Поташников же был, можно сказать, стратегом. Он планировал собственно само преступление: захват жертвы, допрос (применять или нет наручники), убийство и, наконец, как лучше уничтожить труп…

Именно по этой схеме было отработано убийство американского предпринимателя Джорджа Кара Якубяна. Василий Федорович пригласил иностранца в Екатеринбург, чтобы наладить здесь общий бизнес. А в аэропорту Кольцово в ход пошел план Поташникова. Даниил, Василий и Роман Кирияков отвезли Якубяна в лес, где убили и забрали деньги. Вскоре тело гражданина США с застегнутыми на руках наручниками было обнаружено в смотровой яме недостроенного гаража.