Газета «Культура»: То есть, православный человек
вполне может быть советским патриотом?
Отец Всеволод (Чаплин): Совершенно верно.

В России сегодня главный пункт повестки дня – мирная, «ползучая» русская антилиберальная контрреволюция. Которую так или иначе, вольно или невольно, осознанно или неосознанно продвигают по мере своих сил все слои населения, уставшие от либеральных экспериментов. Все, кроме самих либералов, разумеется.

Об этом свидетельствует множество симптомов: имеющий глаза да видит.

Как всякая контрреволюция, она нацелена отчасти на модернизацию общества, но отчасти и на реставрацию былого. В нашем случае – социалистического прошлого. Но только исправленного и дополненного. Можете назвать это как угодно – перезагрузкой матрицы или восстановлением архетипа – суть ясна.

Вопрос на засыпку: а что надо было исправить и дополнить в нашем социалистическом советском прошлом, чтобы жизнь была нормальной?

На мой-то лично вкус, весьма многое: отсутствие частного предпринимательства, отсутствие демократических прав и свобод, отсутствие правосубъектности у русского народа, роль русских как донора по отношению к другим народам советской империи, идиотское интернационалистическое воспитание, явный и скрытый антиинтеллектуализм властей предержащих… Да мало ли что еще!

Но я знаю, что с точки зрения весьма значительных и весьма влиятельных масс – от русской эмиграции, особенно первой волны, до таких большевиков-оборотней, перекрасившихся членов ЦК КПСС, как Александр Ципко и ему подобные – главным камнем преткновения было другое: приниженная роль Церкви и идеология официального атеизма при Советах.

«Даешь второе крещение Руси!» – под этим лозунгом уже в 1990-е годы стали выступать отдельные идеологи в России и за рубежом. Сегодня эта позиция становится преобладающей среди как стихийных, так и сознательных «реставраторов советизма».

Понятно, что РПЦ не может не идти в этом смысле впереди прогресса, не выступать застрельщиком его. Но и коммунисты не дураки, чтобы идти поперек мейнстрима. А если так – то да здравствует союз Церкви и КПРФ! Ведь конечная цель-то – отреставрированный и улучшенный социализм – устраивает всех.

В этом смысле меня нисколько не удивили высказывания протоиерея Всеволода Чаплина, призвавшего к диалогу между левыми силами и РПЦ для объективной оценки советского периода. В его аргументах («в левых идеях много христианского») нет ничего нового. Зато отчетливо видно одно: стремление избежать конфликтов со своим былым антагонистом – там, в уже просчитаном грядущем. Поскольку некогда смертельной конкуренции между коммунизмом и христианством по принципу «кто – кого» ожидать уже не приходится. Вот и следует, вдаль не отлагая, урегулировать отношения с бывшим врагом номер один.

Есть и встречное движение со стороны коммунистов. Взять хотя бы заявление лидера КПРФ Геннадия Зюганова с осуждением «антицерковной кампании» в СМИ, разразившейся вокруг патриарха Кирилла. Или вот, как вам понравится такое распоряжение петербургской ячейки КПРФ: «Коммунистам и комсомольцам Центрального местного отделения, допустившим ранее в интернете, в том числе на своих личных страничках или страничках групп в социальных сетях (ВКонтакте, ЖЖ, твиттере и любых других), а также на интернет-форумах, в комментариях к статьям и т.д. текстовые сообщения, карикатуры, демотиваторы, аудио- и видеоматериалы, а также любые иные материалы антирелигиозного, антиправославного и антицерковного характера, полностью ликвидировать их в срок до 1 июня».

Трогательное единодушие в рядах строителей неосоциализма.

Все должно быть ладком, по-хорошему.

Богу – богово, кесарю – кесарево, Марксу – марксово.

Однако, в моем скептическом сознании возникают несколько «но». Ведь всякую комбинацию хорошо бы продумывать на несколько шагов вперед. Попробую и я.

Первое «но». Чтобы выпрямить, надо перегнуть, как говаривал Мао Цзэдун. Постсоветская реставрация РПЦ впечатляет своим размахом. Который зачастую вовсе не радует людей советской закваски (не говоря уж о либералах-западниках и неоязычниках, да и просто о привыкших к свободомыслию обывателях). Альянс РПЦ с КПРФ обернется усилением позиций первой, поскольку устранит с ее пути одно из последних рудиментарных препятствий. Но ослабит позиции второй, поскольку партийные массы, скорее всего, увидят в этом капитуляцию и замещение, вытеснение коммунистов Церковью из политики. В итоге вместо умиротворения может возникнуть обратный эффект, который никого не обрадует, включая Церковь.

Второе «но». Еще совсем недавно подобные перипетии вряд ли кого бы могли сильно обеспокоить, поскольку в глубинах народной толщи они отражались мало. Ведь социологический рейтинг православия (4%) еще в 2005 г. стоял ниже даже идеи возрождения СССР (7%) и едва ли не «догонял» коммунизм (3%)[1]. Форсированный триумф клерикализма, в предчувствии которого предпринял свой зондаж отец Всеволод (Чаплин), не войдет ли в прямое противоречие с состоянием общества, выраженным в данных цифрах? Общественное сознание опасно насиловать, реакция неизбежно последует и принесет зло.

Правда, сегодня все эти цифры, похоже, растут и пропорции понемногу меняются. Но настолько ли, чтобы поднимать на щит Христа и Маркса с Лениным одновременно? Такой трехглавый монстр поневоле будет выглядеть карикатурно…

Третье «но». Эгалитаризм – основа основ коммунистического (и социалистического) мировоззрения – действительно закодирован в христианстве, тут отец Всеволод совершенно прав. И не только в этой вере, но и во всех авраамических религиях: иудаизме, христианстве, мусульманстве. Именно поэтому все народы и страны, приверженные данным конфессиям, периодически сотрясают чудовищные социальные катаклизмы: бунты, революции, гражданские классовые войны (где евреи зачастую играют лидирующую роль). В отличие, скажем, от Индии, где все это попросту невозможно в силу именно религиозных убеждений, имеющих совсем иной, противоположный, социальный вектор.

В христианских странах, где восторжествовала идея равенства всех людей перед Богом, все восстания и революции черпали опору именно в религиозных текстах.