Интересно, но факт – «иностранная» преступность не вносит серьезного вклада в криминогенную обстановку. Ежегодно в Казани фиксируется менее 1% преступлений, совершенных иностранцами. Правда, шеф городской полиции тут же сделал оговорку о высокой латентности данного вида преступности и посоветовал, чтобы получить хотя бы примерное представление о реальном положении дел, умножить на 10 количество зарегистрированных преступлений.

В подтверждение Красильников рассказал, что на прошлой неделе сотрудниками уголовного розыска был задержан нелегал из Таджикистана, который до полусмерти избил свою гражданскую жену. В начале апреля за совершение развратных действий в отношении малолетних задержан нигде неработающий, но имеющий регистрацию гражданин Республики Азербайджан. В марте сотрудники ОБЭП пресекли деятельность гражданина Узбекистана, занимавшегося сбытом фальшивых пятитысячных денежных купюр.

Но есть примеры преступлений, совершенных и против иностранцев. Причем в этом случае им куда проще разобраться с обидчиками своими силами. Так и поступили нелегально подрабатывавшие на стройке торгового центра в Советском районе граждане Вьетнама, над которыми решили поглумиться несколько подвыпивших подростков.

— Ворвавшись ночью в недостроенный бокс, где проживали вьетнамцы, они стали избивать их всем, что попадалось под руку, попутно уничтожая их незамысловатый скарб, – рассказал Красильников. – Но строители оказались не из робкого десятка. В результате трое из нападавших оказались в больнице с ножевыми ранениями и травмами различной степени тяжести…

Но жертвами становятся не только нелегалы. В торговом центре «МЕГА» сотрудниками полиции были задержаны «скинхеды», которые ранили ножом казахского студента…

Есть и определенные успехи по привитию толерантности собственным гражданам.

— Удалось задержать группу националистов, которые совершили ряд разбоев и грабежей в отношении иностранцев в Вахитовском районе города Казани, – сказал шеф полиции. – Следствие пока не закончено, поэтому я не могу рассказать подробности этого дела…

Под особым прицелом находятся недобросовестные работодатели. Красильников доложил, что совместно с управлением федеральной миграционной службы с начала года вскрыто 14 фактов незаконного найма на работу иностранцев. По двум случаям возбуждены уголовные дела.

Еще одной тонкой гранью мигрантского вопроса являются различия традиций и вероисповедания, причем даже в рамках одной религии. Именно иностранцы чаще всего становятся приверженцами различных религиозных культов, в том числе и экстремистской направленности, отметил Красильников. Часть из них прибывает в республику, уже являясь членами различных противоправных организаций.

— Для иллюстрации данного тезиса достаточно вспомнить, что значительную часть членов «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», задержанных за совершение противоправных акций в прошлом году, составили граждане среднеазиатских государств СНГ, – напомнил шеф казанской полиции. – Настораживает нас и факт увеличения числа частных мечетей, неподконтрольных Духовному управлению мусульман. На базе некоторых из них образуются земляческие общины, а имамы этих мечетей часто осуществляют проповеди нетрадиционного ислама, следуя идеологическим установкам собственников культовых объектов.

От конкретных примеров Красильников воздержался – мол, нецелесообразно это в открытом формате совещания…

Необходимо посмотреть, выходцы из каких стран доставляют наибольшие хлопоты с точки зрения исламского радикализма, предложил мэр.

— Мы не готовы платить такую цену за рабочую силу, – подчеркнул Метшин и предложил расширять географию привлечения специалистов. – Нужно посмотреть по северокорейским работникам, они более дисциплинированы…

ще одна неожиданная сторона миграционных процессов вскрылась не так давно, в ходе борьбы с завышенным ОДН. Тогда впервые прозвучала информация о «резиновых» квартирах, сдаваемых мигрантам. Как оказалось, сегодня под наблюдением полиции – 1300 таких квартир в Казани. Приглядывать за ними поручено участковым.

— В этом вопросе казанская полиция надеется на помощь управляющих компаний, ТСЖ и просто граждан, – призвал на помощь управдомов и общественность Красильников. – Ведь так называемые «резиновые» адреса могут сказаться не только на безопасности, но и на кошельках граждан.

Так, в одной из квартир Вахитовского района полиция нашла 8 корейцев, хотя «в нехорошей квартире» числился один человек. Что это значит с точки зрения роста ОДН, объяснять вроде бы уже никому не нужно…

Между тем, как оказалось, Казань для мигрантов по мягкости общественного «климата» предпочтительнее, чем, скажем, Санкт-Петербург. Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Лилия Сагитова – директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», в третьей столице России мигранты чувствуют себя проще, чем в Северной Пальмире.

— Сами мигранты, которых мы опрашивали в ходе нашего исследования, отмечают, что в Казани намного ниже уровень ксенофобии, выше степень толерантности, – рассказала Сагитова. – Это связано с многонациональностью, с поликонфессиональностью общества. Мигранты приезжают сюда с какими-то другими ожиданиями: все-таки здесь есть мусульмане. Хотя в результате мусульманская община делится: приезжие ходят в свою мечеть, а местные – в свою, эти различия играют большую роль. Пока это не создает явных проблем, но рано или поздно они могут появиться.

Чаще всего проблемы у нас испытывают представители молодого поколения мигрантов: они росли в совершенно иной культурной среде. Проявления ксенофобии начинаются, когда молодежь начинает активно отстаивать свою идентичность, свое «я». Это чаще свойственно представителям северо-кавказских народов, отмечает Сагитова. Конфликт начинается, когда они пытаются громко диктовать свои обычаи – например, включают громкую этническую музыку, и это не может не раздражать местных. Да, громко музыку включают и местные ребята, но в случае с иностранцами возмущение будет связано не с возрастом, а с национальностью.