Схема метательного снаряда

«Престиж «помазанника Божия» потускнел
перед простой жестянкой с нитроглицерином.»

П.А.Кропоткин

Полковник фон Пфейль: «Бомбы, это чудо своего рода, изобрел принадлежащий к партии химик Кибальчич. Это был выдающийся, богом одаренный человек, сделавший себе имя своими многочисленными открытиями по своей специальности. …Не пойди этот молодой человек по преступному пути, из него вышел бы знаменитый специалист своего дела».

Л.Г.Дейч: «Вскоре после московского взрыва, он уже приготовлял разрывные бомбы, стараясь приспособить их так, чтобы взрыв произошел несколько секунд после того, как бомба упадет на землю, и чтобы предоставлялась, таким образом, возможность скрыться лицу, которое ее бросит».

Н.Кибальчич: «Я признаю, что сделал все части, как тех двух метательных снарядов, которые были брошены под карету Императора, так и тех, которые были впоследствии захвачены в Тележной улице.

Снарядов было сделано мной четыре штуки; из них два решено было употребить в действие, а остальные два оставить, так сказать, в резерве. Для приготовления их мне пришлось употребить много времени и труда, прежде чем я собрал нужные технические сведения и изобрел данное устройство снаряда.

Нужно заметить, что среди своей партии я был первым, взявшимся добыть нитроглицерин. С целью ознакомиться с предметом я перечитал все, что мог найти в литературе на русском, французском и немецком языках. Но для того чтобы, во-1-х, производить собственными средствами приготовление динамита и, во-2-х, чтобы устроить вполне удовлетворяющий цели метательный снаряд с динамитом, мне приходилось придумывать много новых, нигде не употреблявшихся приспособлений.

Я предлагал несколько типов метательных снарядов, отличающихся между собою по приспособлению для получения огня, сообщающего взрыв динамиту, и только в последнее время придумал данную форму снаряда.

Сущность устройства его состоит в том, что оловянный груз, надетый на стеклянную трубочку, наполненную серной кислотой, в момент удара метательного снаряда о какую-либо поверхность разламывает трубочку вследствие силы инерции, серная кислота, вытекая из разбитой трубочки, зажигает прикрепленный к трубочке стопин особого приготовления (нитка, покрытая смесью бертолетовой соли, сахара и сернистой сюрьмы), огонь по стопину передается к запалу с гремучей ртутью, гремучая ртуть, взрываясь, сообщает взрыв патрону, состоящему из смеси мучнистого пироксилина и нитроглицерина, а от патрона взрыв передается уже гремучему студню.

В снаряд помещены две стеклянные трубочки, продольная и поперечная, с грузами на каждой, так что, какой бы стороной ни упал снаряд, во всяком случае хоть одна трубочка должна разбиться. Огонь по стопину передается моментально, и, следовательно, взрыв должен произойти в то мгновение, как только снаряд ударится о препятствие.

Только после того, как выработана была эта форма снаряда и как на опыте подтвердилась годность в нем ударного приспособления, я и мои товарищи сочли возможным употребить их для действия. Длинное время, потребовавшееся для окончательной выработки удовлетворительного во всех отношениях устройства метательных снарядов, было одной из причин долгого промежутка времени, в течение которого ничего не было принято для достижения поставленнной цели — совершить во что бы то ни стало удачное покушение на жизнь Императора.

Это впрочем, была одна из незначительных причин, так как я и мои товарищи не придавали большого значения метательным снарядом, на которые смотрели как на резерв в случае неудачи главного взрыва — взрыва мины.

Вообще все мое участие во взрыве 1 марта ограничивалось исключительно научно-технической сферой, а именно: 1) я давал советы относительно того, какое количество динамита необходимо для того, чтобы взрыв, во-первых, достиг цели, а во-вторых, не причинил вреда лицам, случившимся на тротуаре при проезде Государя, а также прилежащим домам; 2) придумал и приспособил, с помощью двух лиц, 4 метательных снаряда; 3) ездил с двумя лицами, взявшимися бросить два снаряда, на опыт на котором снаряд с ударным приспособлением и с гремучей ртутью, но без динамита, был брошен, если не ошибаюсь, Рысаковым с целью убедить участников взрыва в годности устройства снаряда.

Относительно метательных снарядов я могу добавить еще то, что два из них были доставлены мною утром 1 марта в Тележную улицу, а перед этим мне всю ночь пришлось проработать над их окончанием; два же другие снаряда были доставлены туда же г-жой Перовской. Прибавлю к этому, что снаряды были изготовлены не в моей квартире, а на другой, которой я указывать не желаю.

Относительно события 1 марта могу добавить еще следующее. Зная заранее, что взрыв должен произойти 1 марта, в том случае, если Император проедет по Малой Садовой, я вместе со своими помощниками приложил все усилия, чтобы к утру 1 марта окончить приготовление метательных снарядов.
Относительно Тележной улицы могу добавить, что до 1 марта я там был раза два с целью объяснить действия метательными снарядами.
Те два помощника, которые вместе со мной занимались техническими приготовлениями, принимали также участие в обсуждении идеи и практического приспособления метательных снарядов и мины; таким образом, все технические приспособления являются результатом коллективной мысли и работы трех лиц, а не одного только меня. Точно так же считаю нужным заявить, что идея устройства употребленных в действие метательных снарядов, именно ударное приспособление, основанное на разбивании стеклянной трубочки грузом, принадлежит не мне; я только больше других употребил времени на осуществление этой идеи снаряда.

Раз выработана форма и все детали снаряда, то приготовление его становится очень легким, как это видно из самой простоты устройства снаряда. Стоит только заказать металлическую коробку, купить медных и стеклянных трубок, отлить свинцовые грузы — и вот готовы все части механического приспособления; совершенно достаточно одного дня. На приготовление других частей снаряда — стопина, капсюля с гремучей ртутью и гремучего студня — тоже потребуется не много времени.»

Из официального отчета о цареубийстве 1 марта: «По расследовании, оказалось, что разрывной снаряд, послуживший орудием злодеяния 1 марта, имеет следующее устройство. Главную составную часть его составляет так называемый гремучий студень, состоящей из раствора 10 частей пироксилина (хлопчатобумажный порох, получающийся от обрабатывания хлопчатой бумаги в смеси дымящейся азотной и крепкой серной кислоты), в 90 частях нитроглицерина (маслообразной, сильно ядовитой жидкости, получаемой от действия на глицерин азотной кислоты). Гремучий студень, составляющей полупрозрачную вязкую массу, похожую на обыкновенный студень, при зажигании обыкновенно сгорает совершенно тихо, без взрыва. Он, как и многие другие нитроглицериновые препараты, обладает способностью передавать взрыв на расстоянии, т. е. если в присутствии части гремучаго студня будет произведен взрыв другой его части, то и первая взорвет, хотя бы они и не прикасались между собою, причем каждый фунт способен передать взрыв на расстоянии одного фута. Прибавка к обыкновенному студню 4% комфоры сильно изменяет его свойства. Гремучий студень с комфорой не взрывает от гремучей ртути, не взрывает также от сотрясения, произведеннаго взрывом студня, находящагося по соседству, и вообще более безопасен при обращении. Чтобы его взорвать, нужно сообщить огонь посредством обыкновенного гремучаго студня, или же просто помощью пироксилина, напитаннаго нитроглицерином.

Все эти свойства были отлично изучены теми, которые решились применить их к снаряду, употребленному для выполнения преступнаго замысла: они взяли гремучий студень с комфорою, а для доставления ему свойства взрыва—пироксилин, напитанный нитроглицерином. Для воспламенения последнего была употреблена гремучая ртуть, огонь для которой должен был сообщиться стопином, напитанным бертолетовой солью и антимонием. Для сообщения гремучей ртути огня воспользовались свойством серной кислоты воспламенять смесь бертолетовой соли с антимонием.

Чтобы достигнуть этой цели, серную кислоту поместили в запаянную стеклянную трубочку, которая разбивалась от удара об нее груза во время падения снаряда на то место, где должен произойти взрыв.

Согласно изложенным условиям, снаряд состоял из жестянаго корпуса с крышкой, внутри котораго помещался гремучий студень с комфорой, изображенный на прилагаемом рисунки пунктиром.

Сообщение огня в снаряд было устроено следующим образом: к дну снаряда припаяна гайка, в которую ввинчивалась трубка (5), латунная, состоявшая из двух частей: верхней и нижней; верхняя часть заходила за нижнюю; трубка имела посредине уширение и верхним концом укреплялась в задержке, жестяной планочкой, припаянной к бокам жестянки. В эту латунную трубку вставлялась стеклянная трубочка (6), наполненная серной кислотой и запаянная с обоих концов; на средине трубочки надет грузик (7), который и помещался в уширение латунной трубки; внутренняя поверхность последней была спудрена смесыо антимония и бертолетовой соли; в отверстие, имевшееся в уширении латунной трубки, вставлен стапин (4), напитанный бертолетовой солью и антимонием; стапин для защиты от внешних влияний помещен в гутаперчевой трубочке. Точно такого же устройства трубка (6′ и 7′) была помещена перпендикулярно к оси цилиндра; стапин от последней сращивался с первым и затем шел общим наколом к капсюлю, поставленному на дно жестянки.

Капсюль состоял из широкой трубки (2), в которую помещена маленькая латунная гильза и был вмазан стапин; пространство между внешними стенками капсюля и внутренней стенкой широкой гильзы наполнено пироксилином, напитанным нитроглицерином.

При падении снаряда на землю, грузик (7) ломал стеклянную трубочку (6), серная кислота обливала смесь бертолетовой соли и антимония, от чего последняя загоралась, огонь по станину (4) шел к капсюлю (3), воспламенял гремучую ртуть, последняя передавала взрыв пироксилину, напитанному нитроглицерином (2), а этот студню, которым было наполнено все остальное пространство большой жестянки. Вторая трубка (6′ и 7′), расположенная перпендикулярно оси, назначалась на случай если бы снаряд упал дном; тогда грузик мог бы только скользнуть по первой трубке, но за то вторая в этом случай должна разбиться. Общий вес снаряда 6 ф., высота 7 1/2 дюймов.»

Генерал-майор артиллерии Федоров, эксперт: «О таком аппарате, где сделано подобное приспособление, что от гремучей ртути взрывается пироксилин, пропитанный нитроглицерином, а затем гремучий студень с камфарой, я еще не слышал.»

Из материалов Дела: Метательные мины, взрывающиеся при бросании от удара, в жестянках, заключающих в себе взрывчатый аппарат, который представляет систему сообщающихся друг с другом снарядов:
а) с серною кислотой,
б) с смесью бертолетовой соли, сахара и сернистой сурьмы,
в) с гремучей ртутью и
г) из пироксилина, пропитанного нитроглицерином.