Околофутбола
Российский фанат, как любой закрытый персонаж, оброс мифами. Мы называем его пьяным быдлом и зараженным элементом здорового общества. В фильме «Околофутбола», который выходит в широкий прокат 26 сентября, хулиганы открывают дверь в темноту своего мира. Дверь эта, будто по Бродскому, оказывается «не хуже, чем темнота снаружи».
Арбат. Неспокойный вечер. На рябь серого неба в лужах ступают десятки, сотни спортивных кроссовок. Носы «сложных» лиц смотрят набок, кулаки инстинктивно мнут ладони.
В воскресенье парням не удалось подраться на дерби «Спартак» – ЦСКА. День спустя они встречаются в сердце города – у кинотеатра «Октябрь». Фанаты сходятся плечо к плечу, кулак к кулаку, но из дверей вылетают «космонавты».
– Что, кого-то вяжут?! – смеются в толпе. На премьеру фильма «Околофутбола» приходят не только фанаты, но их верные спутники – омоновцы.
ЗАДЕРЖАНИЕ
ДУБИНЫ ЦЕНЗУРЫ

За время съемок фильма хулиганы и их антиподы в серых формах успевают подружиться – у «Октября» они пусть холодно, но подмигивают друг другу.
Правда, без проблем не обходится – картину Антона Борматова снимают с показа на международном кинофестивале в Санкт-Петербурге.
«Околофутбола» считался главным фаворитом на приз зрительских симпатий, однако сюжетную линию сломала дубина цензуры.
– Фильм идет вразрез с нашими представлениями о моральных ценностях и правами человека на защиту его жизни, – объявил глава жюри известный режиссер Сергей Бодров-старший.
Кино о фанатах исключили из конкурсной программы, а приз зрительских симпатий получила лента о немецком враче-преступнике. По сюжету лекарь ставит сексуальные (и не только) эксперименты над двенадцатилетней девочкой. Но по аморальности ему далеко до фанатов.
– Мы восхищаемся пороками Запада, а реалий собственных жизней сторонимся, – грустно ухмыляется один из сценаристов «Околофутбола», известный фанат Евгений Селеменев.
МОЗГОВОЙ ЦЕНТР
РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ

Демарш петербургского жюри авторов картины не сломал.
– Это не фестивальный фильм, а мировая премьера! – уверен продюсер первого и второго «Брата» Сергей Сельянов. Заниматься «Околофутболом» его привлек уникальный сценарий. Идея рукописи принадлежит исполнительному продюсеру фильма Елене Быковой.
– Фанатизм – крупнейшая российская субкультура. Ее рисуют мерзостной, пьяной, быдловатой. Мы хотели показать этот мир честно, – Елену убеждает быт. Ее муж – фанат «Торпедо».
Хребет истории – приключения самой яркой фанатской группировки «Спартака» и, наверное, России – «Flint’s Crew» (в фильме – «Skillhead Crew». – Прим. ред.).
– Главные герои картины – реальные люди. Они контролировали написание сценария, – подчеркивает Евгений Селеменев, один из членов «Банды Флинта».
– Околофутбол – закрытый мир. Зачем вы распахнули двери?
– Хотели увековечить имя «Flints Crew». Мы были первой бандой, которая заявила о себе в фанатском мире. Сейчас мы – первые, кто снял о своих приключениях кино.
Этот фильм – это и реквием по мечте. Моя эпоха закончилась, но российский хулиганизм будет жить.
БРАТСТВО
ТОЛЕРАНТНОСТИ – НЕТ!

Герои фильма, попавшие в «хулиганизм» из школы-студии МХАТ и театральной группы режиссера Кирилла Серебрянникова, уверены, что после «Околофутбола» молодежь рванет на кастинг в фанатские группировки.
– Как и все, я жил стереотипами. Был уверен, что фанат – это обязательно агрессивно настроенный, нетрезвый болельщик, – рассказывает Павел Ерлыков, исполнитель одной из главных ролей. Узнав, что у его персонажа прозвище Мажор, Павел пришел на первую съемку в пестром костюме.
– Мне объяснили, что в околофутболе не принято выпячивать свое положение. Это братство, где действует совсем другая – не денежная иерархия.
– «Братство» – не громкое ли слово?
– Именно братство, но вход в него очень ограниченный. Мне повезло – за открытыми дверями я нашел столько интересных людей, что изменил прежний круг общения. Здесь кроется сила настолько мощная, что я всерьез думал о том, что фильм запретят.
Сомневался в перспективах картины и главный герой. Тичер, Александр Ратников, по сценарию учитель истории и мозг группировки «Skillhead Crew».
– Чем вас привлек новый мир?
– Я не хочу говорить, будет нетолерантно, – замыкается Александр, но неожиданно реагирует на просьбу быть честным. – Для меня показательна история Манежки. После убийства русского парня на протест вышли десятки тысяч человек. Это были не панки, готы или скейтеры, а фанаты.
Вторит партнерам и Ярый. У Ивана Фоминова трагическая роль. Простой автослесарь, душа движения, он готов пожертвовать жизнь за брата, друзей.
– Все твердят: в России нет национальной идеи. Страну ассоциируют с водкой, медведями и баней. Но для меня околофутбол – как раз то, что объединяет людей. Я поверил в это.
Фанатизм поглотил героев картины: они занимаются спортом, общаются с новыми друзьями, а Ярый и вовсе хочет оказаться в фанатском «забиве» в первом ряду («firstline» у фанатов. – Прим. ред.)
Впрочем, фильм не дает четкого ответа о глубинной философии фанатизма.
– Кто такие хулиганы? – спрашивает главная героиня у продавца фанатского магазина в одном из эпизодов.
– Ну, мы, типа воины!
– А зачем вам все это?
– Что?!
– Драться?
– Так не в футбол же играть! – полный фанатами зал встречает фразу овацией.
МНЕНИЕ ХУЛИГАНОВ:
ФУТБОЛ – ДЛЯ ДЕВОЧЕК

В среде фанатов давно ходит присказка: «Футбол – для девочек». Вот и в фильме дерби с ЦСКА главные герои смотрят, стоя спиной к телевизору. Игрой интересуется лишь Тичер.
– Один – три! – качает он головой, глядя, как красно-белые проигрывают.
– Да не парься ты! – кричит Мажор. – Вот если еще в финале Кубка сольют – точно поедем в Тарасовку.
Характерен и случай в ночном клубе. Тичер, Ярый и Мажор замечают, что игроки «Спартака», только что проигравшие дерби, попивают виски, вальяжно утопая в шикарных креслах.
– Еще раз проиграете – приедем на базу! – предупреждают фанаты. Они отбирают стаканы и с грозным видом ретируются.
Футболист помоложе взволнован беседой, но его успокаивает старший товарищ.
– Забей! – машет он левой рукой, правой поднося ко рту кальян.
Авторы подчеркивают: фанаты и футболисты – антагонисты. Первым по большому счету плевать на саму игру, вторым – на все, кроме денег.
На стадион «Околофутбола» заходит лишь однажды. В финале Кубка «Спартак» обыгрывает ЦСКА 2:1 благодаря голам Артема Дзюбы и Эйдена Макгиди.
Только вот киношные победы не прерывают реальную «беститульную» «засуху» красно-белых. Да и матч, на котором проходили съемки, закончился победой ЦСКА – 2:0.
Футбол для хулигана – лишь обстоятельство: времени, когда драться, и места, по чью сторону начать главную русскую забаву – бой стенка на стенку.