Незавидная участь одиночки: чего ожидать от драмы «Нелегал».

Российское авторское кино продолжает заполнять брешь в кинотеатральных расписаниях, солидно опустевших с уходом голливудских «коллег». И вот сразу после майских праздников в кинотеатрах стартовал «Нелегал» — новая драма режиссера и сценариста Дмитрия Давыдова, известного по картинам «Пугало» и «Костер на ветру».

Фильм продолжает идейные поиски режиссера и закрепляет его стиль в российском артхаусе, на этот раз обращаясь к весьма острой социальной теме — жизни приезжих из близлежащих стран, в погоне за лучшей судьбой попадающих в настоящий ад эксплуатации, ненависти и национализма.

Официальный синопсис картины гласит следующее:

«Молодой мигрант из Бишкека приезжает в Якутск с одному ему известной целью. Без документов, не знающий лишних слов, он смотрит куда-то вдаль — то внутрь себя, то сквозь окружающих. Он будет задержан, получит чёрную работу, впутается в опасное дело, но шаг за шагом, оставляя за плечами испытание за испытанием, ведомый какой-то тайной силой, он будет приближаться к искомому. Но к тому ли, чего на самом деле искал?»

Фильм с самого начала бросает героя и зрителей в настоящее пекло, сбивая с ног слишком знакомой повседневной реальностью, жестокой и непроглядно серой, под стать картинке на экране. Ничего не объясняется, а стиль повествования смахивает чуть ли не на псевдодокументальный фильм, снятый по заказу «НТВ». Развлекать создатели явно никого не собираются, ведь перед нами рассказ о том, что на самом деле творится за пределами наших привычных каждодневных мирков.

Герою, которому на вид лет 15-16, выпадает испытание, что бывает под силу не каждому. Один в совершенно незнакомой стране без документов, денег и знакомых — такое страшно себе представить даже людям опытным и сообразительным. Главный герой в исполнении дебютанта Эржана Даулетбекова молчалив и вынужден делать то, что пришлось бы любому, — повиноваться тем, кто формирует окружающие обстоятельства.

Первая половина фильма развивается в Якутске, но если бы не некоторые аспекты, то можно было бы предположить, что действие «Нелегала» происходит не в наши дни, а в 90-е. В эти моменты, когда камера смакует безрадостные городские пейзажи в зимнюю пору и серую массу понурых людей, начинаешь задумываться о том, что в регионах время как будто остановилось: по дорогам бегают видавшие виды маршрутки и автобусы, люди ходят в одежде устаревших фасонов, а вместо ярких торговых центров все ходят по рынкам и переодеваются на картонках.

Атмосферу «лихих девяностых» режиссер и сценарист картины Дмитрий Давыдов передает еще и через циничную сторону бандитских аспектов: торговля людьми, взяточничество, разборки между криминальными группировками представляются здесь делом вполне обыденным, а главный герой лишь пешка в руках сильных мира сего, и ему предстоит очень многому научиться.

В какой-то момент сеттинг меняется и Нурбек — так зовут персонажа — все-таки оказывается на пути к своей изначальной цели, которая до последнего оказывается загадкой для зрителей. Но и за пределами преступных перипетий героя не ждет ничего хорошего. В этот момент фильм переключается на другую тему — расовой ненависти и презрительного отношения разных национальностей друг к другу. Все это замешивается с бесконечным одиночеством человека перед лицом обстоятельств, что заставляет задуматься: а осталась ли вообще доброта в этом мире?

Через красоты природы Якутии и двигающийся сюжет картина протягивает героя и зрителей сквозь ряд неудобных и тяжелых вопросов, способных сбить с ног неподготовленных к такому зрелищу. Меняется и подход — ведь из драмы с массой остросоциальных вопросов фильм мутирует в триллер о выживании и безысходности, чтобы затем провернуть еще пару интересных твистов.

Есть целый ряд сцен в фильме, которые можно назвать неоправданно затянутыми, но некоторым зрителям это наверняка придется по вкусу, ведь будет время прочувствовать всю драму, происходящую на экране, целиком и полностью. Действие происходит медленно, словно тягучей жидкостью растягиваясь на полтора часа экранного времени. Автор неспешно препарирует все поставленные вопросы, не давая никаких четких ответов, позволяя зрителю самому решать, что он смотрит на самом деле.

В общем итоге мы имеем дело с лентой, беспощадно вскрывающей важный социальный «нарыв» и пытающейся понять, есть ли светлые пятна в этом мире. С одной стороны, зрителей ждет пугающая своим цинизмом реалистичность происходящего, а с другой — метафоричное повествование о бесконечном пути в познании себя и своих пределов. «Нелегал» рассказывает непростую и даже тяжелую историю, заставляя задумываться о многом. А значит, свою задачу кино выполняет.

Ридус