Как защитник природы Тед Качински стал врагом человечества.
Криминальная драма режиссера Тони Стоуна «Тед К. Унабомбер» — история о том, как самые благие размышления незаурядного интеллектуала подчас становятся теоретическим фундаментом для самых кошмарных выводов, решений и действий.
Картина основана на реальных событиях, связанных с преступной деятельностью Теодора Качински — вошедшего в фольклор террориста, в народе известного под именем Унабомбер. По форме это байопик, основанный на его дневниках, книгах и рассказах знавших его людей, по сути — срез определенного типа сознания, кардиограмма психологических состояний и сдвигов, ведущих личность к катастрофе.
Вместе с профессиональными актерами в фильме снимались жители Монтаны, где в деревянной хижине обитал самый знаменитый бомбист США. Они же консультировали авторов, обеспечив максимальное соответствие фильма реальности. Для съемок была построена точно такая же хижина на том же месте, где она стояла, аутентичны ее меблировка и утварь.
Сама история уникальна. В детстве вундеркинд и математический гений, Тед Качински в 16 лет поступил в Гарвардский университет, юношей получил степень доктора наук, преподавал, писал научные труды, ему светила блестящая профессорская карьера. Но он все это бросил, удалился в леса Монтаны, вместе с братом Дейвом построил в Скалистых горах ставшую легендарной хижину, где жил без экологически вредных электричества и водопровода, и стал новым луддитом — объявил смертный бой науке и технике, злостно уничтожающим живую природу. Вел там полные ненависти к людскому роду дневники, вкупе составившие 25 тысяч страниц. Рассылал ученым посылки с самодельными бомбами, пытался подрывать отравляющие атмосферу авиалайнеры и написал манифест с угрозами в адрес индустриального общества, разрушающего экологию планеты. Даже выпустил несколько книг о вреде технологий.
Отдельную статью о Движении Экофашистов читайте по ссылке.
И вот так почти четверть века невидимка Унабомбер держал страну в напряжении. Его безуспешно искали, объявив за сведения о нем награду в миллион долларов. Пока в 1996-м не сумели вычислить, арестовать, судить и приговорить к пожизненному заключению. Среди его идейных последователей, между прочим, — повстанец Андерс Брейвик, расстрелявший левацкий молодежный лагерь в 2011-м. И у него немало единомышленников: одно время возникла даже пропагандистская кампания «Унабомбера — в президенты!».
Взгляды Унабомбера также исповедовали Брентон Тэррэнт и Патрик Крузиус.
В системе Станиславского есть принцип из самых важных: играя злодея, ищи, где он добр, — закон, на котором основана сложность лучших образов мирового искусства. Фильм Тони Стоуна в этом явно переусердствовал, заняв по отношению к своему герою позицию почти оправдательную. Он сделан словно по заветам Греты Тунберг и представляет собой развернутую иллюстрацию к ее главным тезисам. Не обещают ничего хорошего уже первые кадры мирно спящего леса и нарушающих покой ревущих бульдозеров — тревожные звучания гуру шотландской электроники Бенжамина Джона Пауэра (Blanck Mass) могли бы предвещать и «Войну миров» Уэллса, и фирменный ужастик Дарио Ардженто. Впечатляют картины металлических монстров, сметающих вековые деревья, а пролетающий в небе авиалайнер, который ревом будит пугливых зайцев, кажется испускающим зловонные пары драконом.
Перед нами кардиограмма психологических состояний и сдвигов, ведущих незаурядную личность к катастрофе.
Оператор Нэйтан Корбин снимает заснеженные пейзажи Монтаны — словно гимн слагает непокорной и вечной природе. Теда К. особенно раздражал грохот, лязг и скрежет цивилизации, нарушающие тишину лесных полян, и в фильме особое значение придается саундтреку: звуки индустриального мира складываются в зловещую, режущую уши какофонию, зато Тед Качински пишет свои приговоры цивилизации под мирно журчащие трели Вивальди, под галлюцинаторные звучания трио Шуберта.
Его действия на экране сопровождаются инвективами по адресу разрушительной цивилизации — закадровым монологом героя, в котором сценаристы использовали главные мотивы тех самых 25 тысяч страниц найденных в хижине дневников: «Современные технологии — худшее, что могло случиться с миром, и способствовать их прогрессу — не что иное, как преступление». Из текстов ясно, что за благими намерениями Качински стоит застарелая мизантропия, но эта тема в сравнении с разоблачительным пафосом героя (его разделят многие зрители) звучит приглушенно. Фильм намекает и на сексуальную неудовлетворенность своего персонажа: в сцене телефонного разговора с матерью Тед обвиняет ее в том, что она слишком напористо подталкивала своего вундеркинда грызть гранит науки, не оставив ему времени насладиться эротическими авантюрами юности. В результате он так и не научился иметь дело с женщинами, и единственное активное существо женского пола в картине, некая Бекки — судя по всему, не более чем мираж, создание его воспаленного, уже почти безумного воображения. Принципиальное одиночество переросло в затворничество, неотвратимо приближая его к мучительному психическому распаду.
Тема одиночества и его «побочных эффектов», по-видимому, особенно интересует режиссера — его первый документальный фильм «Питер и ферма» был посвящен этому феномену. Исполнитель роли Теда К. Шарлто Копли («Малефисента», «Хардкор»), следуя Станиславскому, хочет понять внутренние мотивы героя — возникает объемный портрет интеллектуала, выбравшего путь серийного убийцы, психологический срез сознания волка-одиночки, ставшего жертвой собственных комплексов и свое неумение жить среди людей претворившего в ненависть к человеческому муравейнику. Фильм завершают титры, напоминающие о трех погибших и 22 покалеченных как о результате благих порывов Теда К. О чудом спасшемся авиалайнере, где по счастливой случайности не сработала заложенная террористом бомба, титры не напомнят.