НС vs шавки (г. Гавле, Швеция)
В Швеции набирает обороты движение ультраправых. Эксперт: все дело в социально-экономических проблемах и увеличении потока иммиграции в Европу

За последний год деятельность неонацистских организаций в Швеции активизировалась на 28%. Такие цифры приводятся в ежегодном анализе антифашистского издания и научного центра Expo, результаты которого были опубликованы на сайте журнала во вторник.

По данным исследования, после нескольких лет затишья с 2012 года деятельность неонацистских организаций в Швеции вновь начала набирать обороты благодаря пропагандистской работе местных ультраправых, в первую очередь за счет распространения агитационных листовок и выступлений в общественных местах.

Согласно результатам анализа научного центра, в 2012 году шведские неонацисты провели 1884 различных мероприятия, в то время как в 2013 году эта цифра возросла на 28% и составила 2333 акции. При этом, как утверждается в исследовании, увеличение активности ультраправых в первую очередь связано с деятельностью организаций «Шведское движение сопротивления» (SRM) и «Партия шведов» (SVP).

Последняя организовала за два года большинство неонацистских мероприятий в стране: в 2012 году их было 1034, а в 2013 – уже 1617 акций. Одним из их последних в 2013 году мероприятий был «Салем марш» (аналог «Русского марша», проводимого ежегодно в российских городах в ноябре) в городе Лидчепинг. В нем приняли участие около 130 неонацистов. А в начале марта 2014 года новостной сайт «Радио Швеция» сообщал о группе националистов из «Партии шведов», отправившихся в Киев на Майдан делать «национальную революцию» и помогать членам партии «Свобода».

В 2010 году «Партия шведов» на муниципальных выборах в городке Грасторпе получила один мандат, однако ее лидер Даниэль Хёглунд потерял место в законодательном органе, поскольку не был зарегистрирован в муниципалитете на момент проведения голосования.

Количество акций «Шведского движения сопротивления» в 2012 году составляло 435 мероприятий, в 2013 году эта цифра выросла до 612. Последней громкой акцией SRM в прошлом году стало нападение ее членов на демонстрантов, вышедших 15 декабря на антифашистскую манифестацию в пригороде Стокгольма Черрторп. Тогда были арестованы 26 праворадикалов, семи из них предъявлены обвинения в хулиганстве и разжигании межнациональной розни.

Одной из причин подобной активизации действий этой организации в исследовании называется стремление ее членов составить конкуренцию укрепляющей свои позиции «Партии шведов» и привлечь в свои ряды новых людей, преимущественно молодежь.

После теракта в Норвегии в 2011 году, совершенного праворадикалом Андерсом Брейвиком, ультраправые организации переживали кризис. Однако последние годы неонацистские группировки укрепляют свои позиции.

В 2013 году дала о себе знать «группа поддержки» Брейвика — организация «Северная Европа». В августе прошлого года ее члены объявили о подготовке теракта в городе Карлстад, куда должен был нанести визит король страны Карл XVI Густав, и сообщили, что следующей их мишенью будут геи. Ранее североевропейские радикалы утверждали, что именно они убили бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме.

В середине 2013 года, после того как стокгольмские полицейские застрелили иммигранта, угрожавшего своим соседям холодным оружием, в бедных пригородах столицы начались беспорядки, устроенные возмущенными приезжими. Об этом сообщал шведский портал Realisten. В результате на защиту своего города вышли несколько сотен праворадикалов, среди которых были члены «Партии шведов» и «Движения шведского сопротивления», а местные силовики, испугавшись, что националисты возьмут контроль над улицами города в свои руки, стали проводить их задержания.

Доктор исторических наук и специалист по европейским левым движениям Руслан Костюк в разговоре с «Русской Планетой» отметил, что существуют две причины такой активизации ультраправых в Европе и общего роста их популярности. Во-первых, отмечает эксперт, это связано с постоянно увеличивающимися потоками иммиграции в Евросоюз. Это приводит к смене этнического состава общества и вызывает у коренного населения неуверенность в своей безопасности. Во-вторых, здесь сыграл свою роль кризис системы социального благосостояния в Европе.

«Швеция, как и другие европейские страны, пошла на определенные болезненные реформы, и многие те социальные стандарты, которые давала социал-демократия, оказались под вопросом. Это приводит к кризису доверия к традиционным политическим партиям в Швеции, как к правительственным, так и к оппозиционным», — отмечает Руслан Костюк.

«Но все же для Швеции говорить о серьезном рывке крайне правых, в отличие, например, от Норвегии или Финляндии, пока не приходится. Они только недавно попали в риксдаг и их движение пока не достаточно сильно, как в других североевропейских странах, — говорит историк. — В Венгрии у власти находится откровенно ультраправая партия, похожая ситуация в Греции. В этом плане сейчас можно упомянуть и соседнюю Украину, где «Свобода» и «Правый сектор» относятся к той же категории крайне правых. Но таких примеров немного. Однако в целом в европейских странах тренд на усиление их позиций налицо».

Руслан Костюк считает, что такая активизация ультраправых сил может привести к большему обострению политических и социальных проблем в Евросоюзе. И, в данном случае, по его мнению, необходимо усиление мобилизации антифашистских, левых, демократических сил с точки зрения их пропагандистской деятельности и более активной политической работы с избирателями.

«Эти правопопулистские силы в странах юга и востока Европы поднялись именно на фоне неразрешенных острых социально-экономических проблем. Вопрос, насколько политическая элита у власти будет эффективно выводить свои страны из этого кризиса, имеет самое непосредственное отношение к успешности или неуспешности борьбы с крайне правыми настроениями в обществе», — заключает Костюк.