14.88 RAHOWA
10 лет назад, в марте 2004 года, Бабр писал:

«Предлагаем Вашему вниманию публикацию сокращенного текста доклада «Наци-скины в современной России» заведующего отделом ювенологии Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александра Тарасова, крупнейшего сегодня в стране эксперта по движению скинхедов.

Генезис скинхедов

В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992-м в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрировали себя в центре города. Эти самые первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам. А о западных скинхедах они узнали из советских СМИ эпохи перестройки: как раз в 1989-1991 гг. было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже — и о чешских скинхедах.

Так длилось до начала 1994 г. В начале 94-го скинхеды вдруг сразу — в течение нескольких недель — становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Внешне это было связано с событиями сентября-октября 1993 г., когда Б. Ельцин очень наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент — насилие. Нашлись подростки, которые усвоили это очень хорошо. Позже студенты гуманитарных факультетов разных московских университетов не раз отмечали, что как раз те их одноклассники или приятели-школьники, которые стали вскоре скинхедами, 4 октября 1993 г. присутствовали в толпе зевак, с патологическим удовольствием наблюдавших с близкого расстояния расстрел танками парламента. На рост числа московских скинов повлиял, впрочем, не столько расстрел парламента, сколько последующий период «особого положения» в Москве, когда на улицах царил полицейский террор, быстро принявший явно расистский (формально — антикавказский) характер.

Еще более сильное воздействие на рост численности скинов оказала Чеченская война и сопутствовавшая ей на правительственном уровне (особенно в Москве) великодержавная проимперская, националистическая пропагандистская кампания.

Конечно, на расцвет скинхедского движения повлияли не только политические события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения скинов в молодежной среде в России: экономический кризис и развал системы образования.

Но куда более серьезным фактором оказалось то, что в России под предлогом «борьбы с тоталитаризмом» запретили воспитание! Министерство образования — под флагом «деидеологизации школы» — запретило в своих документах даже само слово «воспитание». Педагогика была сведена к дидактике.

Результатом явилась психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое поколение — асоциальное и аномичное. Естественно, это сопровождалось катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.

Новое поколение оказалось идеальным объектом для восприятия любых примитивных идеологий, основанных на насилии и индивидуализме — как просто уголовных, так и политически уголовных (ксенофобских, расистских, антисемитских).

Скинхеды в России — продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах — там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение.

В небольших рабочих городках, построенных обычно вокруг одного-двух крупных промышленных предприятий и испытывающих жесточайший кризис в связи с разорением этих предприятий, скинхедов не было и нет (лишь в самое последнее время появляются «первые ласточки» — как подражание столицам — и то исключительно в городах-спутниках, окружающих мегаполисы), хотя молодежные банды, конечно, есть.

В 90-е гг. в России была свернута антифашистская пропаганда. Мемуары фашистских лидеров и их биографии издавались массовыми тиражами, даже на уличных лотках продавались «Майн кампф» Гитлера, «Миф XX века» Розенберга и «Доктрина фашизма» Муссолини, но в то же время не издавалась и не переиздавалась антифашистская литература — в частности потому, что авторы-антифашисты были левыми, а левые идеи были преданы анафеме.

Со скинами никто не боролся. Пока ОМОН «разбирался» с кавказцами, скины, как более слабые и трусливые, облюбовали себе в качестве жертв выходцев из Средней Азии или из стран «третьего мира» — в первую очередь, «черных» и «узкоглазых». Наблюдалось некоторое разнообразие по городам. Исторически центрами движения скинов в России были Москва, Петербург и Нижний Новгород. В Москве скины нападали в основном на африканцев и индийцев, в Петербурге — на африканцев, непальцев, китайцев, в Нижнем Новгороде — на жителей Средней Азии (преимущественно беженцев из Таджикистана). Везде (особенно в Н. Новгороде) милиция относилась к скинам снисходительно, обычно отказываясь возбуждать уголовные дела (в Нижнем таджики вообще боялись обращаться в милицию — это кончалось арестом за «незаконное пребывание» с последующим вымогательством взятки, а если взять было нечего — избиением и депортацией).

Хроника скиновского террора

В атмосфере попустительства движение скинов выросло до сегодняшних весьма заметных размеров. Число скинхедов к настоящему моменту достигает в России 50 тыс. человек. В Москве и ближнем Подмосковье сейчас, по разным подсчетам, от 5 до 5,5 тыс. скинхедов, в Петербурге и ближайших окрестностях — до 3 тыс., в Нижнем Новгороде — свыше 2,5 тыс. скинов, в Ростове-на-Дону — свыше 1,5 тыс., в Пскове, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре — свыше 1000, в Воронеже, Самаре, Саратове, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Петрозаводске — несколько сотен. Суммарно к настоящему времени скин-сообщества существуют приблизительно в 85 городах.

В одежде скины подражают своим западным единомышленникам. Особенностью российских скинов является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки-«бомбера». В ходу также (хотя и менее распространены) нашивки в виде свастики, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»). Обычно скины не носят с собой никакого оружия (чтобы не «привлекли»), но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. Часто ремень украшают якобы декоративной цепью (на самом деле цепь делает этот импровизированный кастет более опасным). В последнее время, когда наци-скины перешли к сознательным массовым насильственным акциям (погромам), они стали специально для каждой акции вооружаться — обычно обрезками арматуры, дубинками, бутылками.

Наши скины — приверженцы музыкального стиля «ой!», так же как и западные наци-скины. Больше всего музыкальных скин-групп в Москве: «Штурм», «Русское гетто» (с 1997 г. — «Коловрат»; лидер группы с 30 января 2004 г. содержится в предварительном заключении в Праге по обвинению в «разжигании национальной ненависти и вражды и пропаганде нацизма»), «Белые бульдоги», «Радагаст», «Вандал», «Дивизион», «Крэк» и другие. Популярна также панк-ой!-группа «Террор». Они и задают тон в русской музыкальной скин-культуре. Конкуренцию москвичам создают разве только две группы из Петербурга и Ярославля, первоначально называвшиеся одинаково — «Totenkopf» (в честь дивизии СС «Мертвая голова»).

Существует скин-пресса: журналы «Под ноль», «Белое сопротивление», «Отвертка», «Стоп», «Я — белый», «Streetfighter». Наполовину скинхедским является ультраправый контркультурный журнал «Сполохи». Есть рассчитанные на скинов ультраправые сайты в Интернете, включая «русское зеркало» американского скинхедского сайта «Stormfront».

В большинстве скинхеды — это подростки лет 13-19, школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов или безработные. Они объединены в маленькие (от 3 до 10 человек) группы, по сути бандочки. Бандочки эти сами по себе, конечно — не политические организации. Средний срок их существования — несколько лет.

Но есть и более крупные и упорядоченные структуры. Первыми возникли в Москве «Скинлегион» и «Blood&Honor` — Русский филиал» (B&H). B&H — это международная организация наци-скинов, в некоторых странах она официально запрещена как экстремистская или фашистская. В «B&H` — Русском филиале» и в «Скинлегионе» состояло по 200-250 человек и наличествовала определенная дисциплина, иерархия, разделение труда. В 1998-м к ним добавилась третья крупная организация — «Объединенные бригады 88» (ОБ 88), возникшие путем слияния небольших скин-групп «Белые бульдоги» и «Лефортовский фронт». Название у «Бригад» говорящее: 88 — это порядковый номер двух «H» в немецком алфавите, то есть «Heil Hitler!». Позже прибавилась группировка «Hammerskin Nation» («Хаммерскинз»), считающая себя отделением одноименной международной скин-организации. Есть в столице и небольшие (человек в 10-20), но хорошо дисциплинированные скин-группы. В настоящее время, правда, «Скинлегион» переживает серьезный упадок, а ОБ 88, попавшие под пристальное внимание правоохранительных органов после Царицынского погрома, объявили о самороспуске (что, впрочем, истине не соответствует — ядро организации просто ушло в подполье).

В Петербурге около 400 скинов входят в организацию «Русский кулак» и не меньше 100 — в организацию «Коловрат» (считающуюся довольно умеренной), в Нижнем Новгороде — свыше 300 человек входят в группировку «Север». И т.д.