Кто поможет бывшему студенту из Таджикистана, бросившему камень в посольство Бразилии в России? Душераздирающая история сумасшедшего таджикского отличника опубликована на Avesta.Tj.

|Подобная история может случиться ( не дай Бог!) со зверёнком любого из нас(таджиков, прим.ПН). Мать отправила единственного сына- отличника учебы и , соответственно, подающего большие надежды, на обучение на бюджетной основе в престижный технический ВУЗ иностранного государства — Российской Федерации, в который он поступил в филиале этого ВУЗа в таджикском политехническом институте в 2009 году. Через 2 года в России. во время перехода улицы по «зебре», парень попадает в ДТП по вине российского водителя. Получив академический отпуск в ВУЗе, он проводит месяц в больнице, почти год – под периодическим наблюдением врачей. В это время ему делают сложнейшую операцию по трепанации черепа. После выписки он продолжает обучение в своем ВУЗе и успешно сдает сессию. Однако позднее, у него происходит сбой в сознании: молодой человек, не отдавая отчета своим действиям, нарушает закон и попадает на принудительное лечение в российскую психиатрическую клинику.

Хронология событий

22-летний студент 3 курса Северного ( Арктического) федерального университета им. Ломоносова гражданин Таджикистана Абдуллох Бобозода был задержан 18 мая 2013 года, после того, как бросил камень в посольство Бразилии, расположенное на улице Б.Никитская в Москве, разбив стеклянную створку главного входа в здание резиденции посла.

На него завели уголовное дело по статье «Хулиганство». Это была, в свое время, нашумевшая история в СМИ. Сам задержанный, не отдавая отчета в своих действиях, объяснил поступок тем, что «в Бразилии закапывают в землю радиоактивные отходы».

Сразу же после инцидента, состоялась встреча между представителями посольств Таджикистана и Бразилии. Дипломаты договорились вместе расследовать происшествие. «У нас хорошие отношения с Бразилией, и я уверен, что данный инцидент не имеет политического аспекта», — заявил тогда СМИ официальный представитель таджикской дипмиссии Мухаммад Эгамзод.

Далее судмедэкспертиза установила, что студент из Таджикистана страдает хроническим психическим расстройством «в виде органического бредового шизофренического расстройства в связи с травмой головного мозга» (выписка из заключения судмедэкспертизы- ред.), полученной в ДТП в 2011 году в Архангельске.

28 октября 2013 года Пресненский районный суд Москвы определил, что А.Бобозода, «находясь в состоянии невменяемости, совершил общественно- опасное деяние-хулиганство» и постановил: «освободить от уголовного наказания и применить в отношении него принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа».

Дело действительно, как и предрекал в свое время представитель таджикского посольства в России Мухаммад Эгамзод, не имело и не возымело никакого политического аспекта. Более того, по словам Бобоевой Нозиры — матери бывшего студента, после того, как молодой человек получил наказание, о нем попросту забыли во всех ведомствах.

— Более 6 месяцев мой сын находится в больнице. Уже более месяца ему не проводится никакого активного лечения,- по телефону из Москвы обратилась мать бывшего студента Абдуллоха Нозира Бобоева. — Я нахожусь в Москве с момента задержания сына. Теперь, когда он в больнице, 2 раза навещаю его. Но силы уже на исходе. Всем известно, сколько стоит каждый день пребывания в Москве. Даже за совершенное убийство многие проводят в подобных заведениях не больше 2-х лет, а здесь просто хулиганский поступок, и тот в состоянии невменяемости…

Я же отправляла своего ребенка на учебу здоровым, верила и надеялась на то, что он станет отличным специалистом и приедет домой — ведь все для этого было: он учился хорошо, поведение — всегда примерное… Абдуллох награжден грамотой губернатора Архангельска за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни ВУЗа, победитель многочисленных олимпиад, отличник учебы. Даже после выписки мой сын сдал сессию на «хорошо» и «отлично».

По словам матери Бобозода, они надеялись, что сына выпишут после медкомиссии, проводимой, в таких случаях, 2 раза в год.

— 23 апреля в клинике была такая комиссия, но сыну продлили срок принудительного лечения еще на 6 месяцев, хотя врачи стационара, с которыми я беседовала, с самого начала говорили о том, что мой сын не нуждается в стационарном лечении — при его диагнозе достаточно амбулаторного наблюдения.

По ее словам, комиссия должна была определить степень тяжести заболевания и наличие социальной опасности при собеседовании с больным.

Мать Абуллоха также рассказала, что женщина-водитель, по вине которой ее сын стал психически больным, до сих пор не выплатила штраф в размере 200 тыс. российских рублей.

— Уже 3 года российские судебные исполнители не могут найти ее. В России за сломанную руку в ДТП виновные платят штрафы до млн. рублей, а здесь –такая тяжелая черепно-мозговая травма и сломанная судьба моего сына,- говорит Бобоева Нозира.- Когда мой сын попал в ДТП в Архангельске, мы обратились в таджикское посольство. Нам сказали, что помощь окажет диаспора таджиков в Архангельске. Однако никто с нами так и не связался. Мы благодарны руководству российского ВУЗа, в котором обучался мой сын, за предоставленное мне на 10 дней место в общежитии. Однако ему был необходим более длительный уход, поэтому далее пришлось снимать жилье за свой счет. Тогда студенты ВУЗа им. Ломоносова установили ящик в фойе учебного корпуса и собирали деньги для помощи моему сыну. Абдуллоха оперировали по страховке, бесплатно. Также после инцидента в Москве с бразильским посольством, мы обратились в диппредставительство РТ в Москве.

По словам матери бывшего студента, женщина-адвокат из Таджикистана, которую предоставило посольство, за свои услуги запросила 30 тыс. российских рублей, но она ей заплатила лишь половину этой суммы, так как адвокат уехала в Таджикистан во время процесса, не дождавшись его завершения. Н.Бобоева также отметила, что при грамотном адвокате , возможно, было бы назначено принудительное лечение в клинике общего, а не интенсивного лечения, так как пострадавший посол Бразилии не имел претензий к сыну.

По словам женщины, представитель посольства присутствовал только на одном из 4-х заседаний и слушаний в ходе судебного процесса. Существенно, по словам матери, помогли представители посольства лишь в случае, когда Бобозода, из-за отсутствия российского гражданства, более 2-х месяцев не переводили из больницы при СИЗО, где не проводилось никакого лечения — в психиатрическую клинику закрытого типа.

— Уже почти год, как о нас забыли. Может быть, можно как-то посодействовать в проведении внеочередной медкомиссии моему сыну или переводу в лечебное заведение на территории нашей страны? Подобные переводы осуществляются через минюст РТ, однако эта процедура занимает около 1 года. Я уже и не знаю, где и у кого искать помощи,- говорит по телефону женщина.