«Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)» — советский пропагандистский фильм, снятый в 1973 году на Центральной студии документальных фильмов Ордена Ленина и Ордена Красного Знамени , Москва. Продолжительность фильма: 89 минут. Евреи приравнивали этот фильм к немецкому «Вечному жиду».

Этот фильм был создан в начале 70-х годов по поручению Политбюро ЦК КПСС и при содействии КГБ СССР. Фильм был показан представителям общественности — научной и творческой интеллигенции, а также высшим руководителям. Однако показ в широком прокате был отложен, а позднее, уже в период перестройки, почти все напечатанные копии его были уничтожены. Руководителям страны не хватило политической воли. В этом фильме была показана лишь вершина айсберга, а всеразъедающая ржавчина уже захватила и руководящие структуры государства. Фильм был найден и восстановлен в 1999 году.

В фильме была отражена антисионистская точка зрения, преобладавшая в то время в советской идеологии. Фильм, в частности, обвиняет сионизм в сотрудничестве с нацистской Германией, в том числе в деле массового уничтожения евреев (Холокост) и коренных народов СССР. Отражается советская версия роли сионизма в ближневосточном конфликте. Фильм представляет деятельность сионистских организаций как подрывную, направленную против СССР и других стран. В фильме также отражено мнение о роли владельцев транснациональных корпораций в политике сионизма.

Кинооператор-фронтовик Леонид Коган писал в письме на имя Леонида Брежнева, что «в фильме использованы кадры гитлеровских антисемитских кинокартин» и он формирует впечатление, что «сионизм и евреи — одно и то же». Коган назвал фильм «черносотенным» и выразил удивление, что такое произведение могло появиться в рамках студии ЦСДФ.

Председатель Госкино Филипп Ермаш написал, оценивая фильм:

При остром и доказательном разоблачении реакционной сущности международного сионизма фильм всё ещё содержит налёт антисемитизма, что совершенно недопустимо

Показ в широком прокате из-за скандальности формулировок был запрещён. Олег Платонов ссылаясь на создателей фильма Карпова и Жукова пишет, что фильм был запрещён Юрием Андроповым и генералом КГБ Филиппом Бобковым. Он пишет, что Карпов вынес из монтажного помещения сокращённый вариант фильма, который потом демонстрировался на квартирах «некоторых высокопоставленных лиц российского руководства».

Доктор искусствоведения Валерий Фомин выяснил, что фильм был заказан идеологическим отделом ЦК КПСС в «соответствии с рекомендациями об усилении идеологической борьбы с сионизмом» и контролировался в процессе создания. Кандидат искусствоведения, известный киновед и кинокритик Мирон Черненко писал, что «авторы и консультанты явно преступили некую грань, за которой государственный антисемитизм вступал в противоречие с так называемым „пролетарским интернационализмом“». Черненко называет фильм вершиной «оголтелой „антисионистской“, а на самом деле антисемитской пропаганды», развернувшейся в СССР после окончания Шестидневной войны.

Кандидат исторических наук Николай Митрохин расценил фильм как «псевдодокументальный» и связывает его с теорией заговора, согласно которой евреи якобы стоят за всеми ключевыми событиями XX века.

Вики