Илья Фальковский
Этнические чистки малого масштаба. В книге Ильи Фальковского «Незаметные убийства» рассказывается об одной из самых страшных неонацистских банд России — НСО-Север

В издательстве Сommon place выходит книга Ильи Фальковского «Незаметные убийства». Это протоколы судебных слушаний по делу неонацистской банды «НСО-Север», на счету которой 27 только доказанных убийств. Всего по этому делу было осуждено 15 неонацистов, пятеро из них приговорены к пожизненному заключению.

Сама история организации НСО, а также то, что созданное при лояльности властей ультраправое объединение оказалось сборным пунктом для маньяков-убийц, требует пояснений. Дело в том, что начиная с 2000-х годов власти старались не допустить создания слишком влиятельной националистической партии, и для этого успешно подогревались конфликты между лидерами различных группировок. НСО и создавалось как противовес набиравшему в это время популярность ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции). В НСО оказались многие известные неонацисты, в том числе и Максим Марцинкевич (Тесак), они вскоре стали нападать на «умеренное», по их меркам, ДПНИ. Впрочем, политика радикалам скоро наскучила, и они перешли к акциям прямого действия, которых от них вряд ли ждали власти. Один из лидеров НСО, Максим Базылев по кличке Адольф, вероятно, причастный к не одному насильственному преступлению на почве ненависти, при таинственных обстоятельствах погиб.

Не надо думать, что НСО была единственной организацией националистов, к которой на первых порах лояльно относились власти. После того как стало понятно, что НСО превратилось в организацию радикалов, предпочитающих уличное насилие, а не борьбу на националистическом поле, она и была разгромлена. Но место быстро заняли другие — например, «Русский образ», на митинги которого ходили депутаты от «Единой России». Лидер «Русского образа» Илья Горячев сейчас находится в тюрьме в ожидании суда как лидер террористической группировки БОРН, на счету которой целый ряд резонансных убийств, в том числе адвоката Станислава Маркелова, журналистки Анастасии Бабуровой и судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова.

Вторая половина 2000-х была расцветом неонацизма в России. Правые партии все равно не допускались до выборов, Кремль предпочитал, чтобы на теме миграции спекулировали спикеры ЛДПР. В период экономического роста в крупные города потянулись гастарбайтеры из бедных регионов и стран, их число росло буквально в геометрической прогрессии. Несмотря на постоянные заверения властей, никакой реальной миграционной политики не проводилось, при этом недовольство местного населения было использовано в своих целях.

Искусно поддерживаемый государственными СМИ необходимый уровень ксенофобии для того, чтобы в нужный момент найти внутреннего врага и удачно использовать его в своих целях — не новость. За примером далеко ходить не надо: в канун выборов мэра Москвы драка с полицейским торговца арбузами из Дагестана закончилось медийными истериками, реакцией первых лиц государства и «концлагерем» для вьетнамских мигрантов в Черкизово.

Образ борца с гастарбайтерами Сергея Собянина был успешно создан, после выборов об этом забыли. Но на фоне войны на Украине ненависть к приезжим резко спала, пропаганда нашла образ нового врага-бандеровца и заботливо его поддерживает уже полгода. По данным Левада-центра, неприязнь к выходцам из северокавказских республик и мигрантам из среднеазиатских стран резко пошла на спад.

Послесловие к книге «Незаметные убийства»

«У него было довольное лицо, очень большие пакеты, очень толстый живот и азиатская внешность», — объясняет один из «героев» книги мотив для убийства мигрантов и простых москвичей, похожих на приезжих. Неонацист не раскаивается, как и его подельники.

«Герои» книги постоянно пытаются объяснить мотив своего поведения, они даже на судах ведут пропагандистскую борьбу, гордятся своим выбором. Для соратников они не маньяки и серийные убийцы, а военнопленные. Кто-то из неонацистов, возможно совершавших аналогичные нападения в недавнем прошлом, с оружием в руках воюет в Донбассе, причем по обе стороны фронта. Позавчера с плакатом, вчера с ножом, сегодня с автоматом. Для «героев» книги жизнь остановилась «вчера», они получили большие сроки, значительная часть — пожизненные.

И для осужденных неонацистов, о которых книга, это была война. То, чем они занимались, можно назвать этническими чистками малого масштаба. «Герои» книги убивали и русских, у которых просто оказалась слишком темная кожа или сильный загар. Издержки военного времени.

Это книга о короткой памяти. Сам процесс большой резонанс вызвал лишь у соратников «героев», а теперь о банде, убивавшей за «неправильный» внешний вид, никто и не помнит. Никого не удивляет, что в газете, публиковавшей видео с расчленением «героями» книги своего соратника в ванной под песню «С чего начинается Родина», работает человек с неонацистскими взглядами, близко друживший с другой террористической группировкой. Не просто работает, но даже получает государственные награды за правильное освещение событий в Крыму. Никого не удивляет, что тот, кто считается русским философом, дает советы наци-скинхедам при нападении на мигрантов грабить их, чтобы скрыть истинные мотивы. И уж точно неудивительно, что бывший депутат Госдумы и Общественной палаты, сотрудничавший с неонацистами и помогавший им, как недавно выяснилось, доставлять оружие в Сирию, отлично себя чувствует.

Книгу можно открывать на любой странице. Смысл от этого не меняется. Прочитать это сборник судебных материалов надо для понимания современного неонацизма. Это слово стремительно теряет свой смысл, оно воспринимается как рядовое обозначение врага по версии пропаганды. О неонацистах говорит и один из вице-премьеров страны, недавно еще маршировавший с ними в колоннах «Русского марша». Для того, чтобы понять, кто такие настоящие неонацисты, и надо прочитать эту книгу.

«Если бы меня не остановили, то я бы продолжал убивать и убивать. Этим я хотел создать в России прецедент. Надеюсь, что мои последователи продолжат мое дело», — говорит один из «героев», и отмахиваться от его слов было бы ошибкой.

ГП