Юлия Завьялова
В Ханты-Мансийске суд в закрытом режиме продолжает изучать обстоятельства громкого уголовного дела об изнасиловании и убийстве 23-летней жительницы Ханты-Мансийска Юлии Пыхтеевой (Завьяловой). Весной этого года ее на глазах матери зарезал 19-летний азербайджанец Маариф Мамедов. Накануне, 22 сентября, суд с утра до вечера заслушивал всех свидетелей по делу. Участники процесса рассказали нашему журналисту о том, что происходило в зале суда.

Как рассказал Znak.com один из участников процесса, в ходе заседания были заслушаны показания близких друзей Юлии. Все они подтвердили в суде, что погибшая девушка была знакома с Мамедовым, он за ней ухаживал, но близких отношений, тем более любви, о которой продолжает говорить Мамедов, не было.

Показания некоторых свидетелей, в том числе и тех, кто стал очевидцем убийства Юлии, как, например, водитель автомобиля, чей видеорегистратор заснял момент нападения Мамедова на Пыхтееву, были зачитаны судьей.

«Из более чем двух десятков свидетелей осталось заслушать двух человек. Один вызван стороной потерпевших, другого вызвал адвокат Мамедова – Игорь Даскал. Судья предлагала зачитать показания этого свидетеля, но адвокат настоял на явке в суд. Как я понял, это 50-летняя женщина, которая сдает квартиры в Ханты-Мансийске. Видимо, Мамедов снимал у нее одну из них. И, видимо, она должна дать показания о том, что якобы неоднократно видела Юлю и Мамедова в одной из ее квартир, тем самым как бы подтвердив версию самого Мамедова, что Юля с ним встречалась. Никаких других свидетелей, которые могли бы подтвердить эту версию, у адвоката и Мамедова просто нет, поэтому они настаивают на ее выступлении, – рассказал собеседник Znak.com, знакомый с ходом заседания. – По большому счету все вопросы защитника Мамедова сводились к тому, что изнасилования не было, а между Мамедовым и Юлей была любовь. Адвокат задавал свидетелям один и тот же вопрос – встречались ли они. В какой-то момент брат Юли попросил пояснить его, какой смысл он вкладывает в слово «встречались». Даскал сделать этого не смог, хотя и дальше пытался вытянуть из свидетелей подобные формулировки. Также он спрашивал у полицейского, который принимал у Юли заявление об изнасиловании, как она выглядела, была ли порвана одежда, пытаясь убедить, что раз не порвана, то изнасилования не было».

Ранее наблюдатели высказывали мнение, что главная задача, поставленная перед адвокатом, – исключить статью об изнасиловании. От того, будет она в итоге применена или нет, зависит не только судьба Мамедова, но и следователя Арипова, который отказался возбуждать дело по заявлению Юли и в отношении которого теперь возбуждено уголовное дело по факту халатности.

Участники процесса также рассказали, что были удивлены поведением подсудимого и его защитника. Перед заседанием адвокат Мамедова, который, видимо, хотел пообщаться со своим подзащитным без лишних глаз, спровоцировал конфликт с братом Юли. «Он сказал Максиму, что ему нельзя находиться в зале и приказал выйти. Когда тот попросил объяснить причину, Даскал подошел к нему, схватил за руку и стал выталкивать из зала. Тут вмешались приставы», – рассказывает наш собеседник.

Очевидцы также обратили внимание на общение Мамедова и конвоира. «Подсудимый Мамедов ведет себя нагло и развязно. Он сидит, рядом стоит конвоир. Мамедов его спрашивает: «Зима-то уехал?». Тот ему отвечает: «Нет еще». Или еще, Мамедов обращается к нему: «Ты сигареты мне купил? Мне покурить надо». Брат попросил конвоира показать документы, чтобы узнать фамилию сотрудника, но тут же подбежал пристав и заявил, что тот не обязан показывать документы, так как является сотрудником конвоя. Все это было противно наблюдать», – рассказывает очевидец.

Следующее заседание суда назначено на 26 сентября.

Напомним, суд по уголовному делу Маарифа Мамедова проходит в закрытом режиме. Ему предъявлены обвинения по двум эпизодам по статье 116 УК РФ (Побои), части первой статьи 119 УК РФ (Угроза убийством), пункту «б» части второй статьи 131 УК РФ (Изнасилование), а также части первой статьи 105 УК РФ (Убийство). По совокупности Мамедову грозит до 20 лет лишения свободы.

Что такое «дело Мамедова»

Жестокое убийство 23-летней Юли Пыхтеевой (Завьяловой) в центре Ханты-Мансийска потрясло весь округ. Вечером 14 мая 19-летний Маариф Мамедов нанес ей пять ударов ножом. Девушка погибла от полученных ран на месте. Все это произошло на глазах мамы Юли и соседей, в том числе маленького ребенка.

Подробности, которые стали известны сразу после убийства, и вовсе шокировали югорчан. Выяснилось, что за месяц до трагедии девушка и ее семья пытались найти защиту от настойчивого поклонника у правоохранительных органов. Но там, несмотря на то, что знали этого человека (он неоднократно привлекался к уголовной ответственности и на тот момент являлся фигурантом еще одного уголовного дела о краже), угрозы азербайджанца проигнорировали.

После заявления, поданного Юлией об изнасиловании Мамедовым, его отпустили в тот же день. Такое решение принял следователь Шариф Арипов, который вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту изнасилования в связи с отсутствием доказательств. Он пояснил, что раз у девушки не было каких-либо синяков и ушибов, то связь происходила по обоюдному согласию. Информацию о том, что Мамедов угрожал Юле ножом, следователь проигнорировал. Защищать сестру пришлось старшему брату Максиму. Он пытался везде сопровождать ее и неоднократно пробовал убедить поклонника отстать от Юли. Однако Мамедов спустя некоторое время после заявления девушки выследил ее у дома и напал. Уже позже стало известно, что он выслеживал свою жертву несколько недель.

Все эти подробности вызвали широкий общественный резонанс. В результате глава следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выступил с заявлением о необходимости проверки законности решений Арипова. Спустя две недели центральный аппарат СКР сообщил о том, что в отношении югорского следователя возбуждено уголовное дело по части второй статьи 293 УК РФ (Халатность, повлекшая смерть человека). Кроме того, в СКР сообщали, что от занимаемой должности был освобожден непосредственный руководитель Арипова – старший следователь ОВД СУ СКР по ХМАО Евгений Галимук (по данным нашего источника в СКР, на самом деле он ушел на пенсию и никакого наказания не понес, – прим. ред.).

В конце июня Арипов был арестован по решению Басманного районного суда Москвы на два месяца (недавно арест был продлен до октября) в рамках расследования уголовного дела, возбуждённого в отношении него. По данным источников Znak.com, это произошло, когда он официально находился в отпуске в Москве у родственников. Ранее ходатайство об аресте следователя рассматривалось в Ханты-Мансийском районом суде, однако там оно было отклонено.

Ранее Znak.com уже сообщал, что в ходе расследования убийства Юлии была выявлена информация, которая может стать поводом не только для отставок высокопоставленных лиц в полиции и миграционной службе округа, но и для возбуждения уголовных дел. Следователи СУ СКР по ХМАО представили в уголовном деле всю жуткую картину чиновничьего равнодушия и беспредела, которые в итоге и привели к страшному финалу.