Турки сбили российский Су-24, выполнявший боевое задание в Сирии. Поджидавшие бомбардировщик турецкие F-18 первой же ракетой поразили цель. Экипажу удалось катапультироваться, но командир самолета был убит огнём с земли. Был уничтожен отправленный на поиск выживших вертолёт Ми-8. Обстоятельства атаки не оставляют сомнений в её преднамеренности и хорошей организации. Турция осознанно совершила акт войны против России.

После разгрома в первой мировой войне Турция никогда не решалась на то чтобы бросить открытый вызов России. Были критические моменты в отношениях, в 40-е Турция открыто поддерживала Германию, в 90-е — чеченских террористов, но даже в дни максимальной слабости СССР и РФ турки никогда не решались сделать первый выстрел.

Армия России сегодня намного сильнее чем в 90е годы, а политическое руководство загнано американскими стратегами в угол и действует с отчаянием обреченных. Народ, имея перед глазами пример уничтоженной американцами Украины, понимает гибельные последствия очередного поражения правящей верхушки и поддерживает Кремль. Уровень экономических связей между Турцией и Россией рекордный за всю историю и обеим сторонам есть что терять. Преимущество в военной мощи и технологиях России перед Турцией очень большое. Почему турки решились действовать именно сейчас?

Ответ достаточно прост. Турки решили посчитаться с историческим противником номер 1 не в момент нашей слабости, а тогда когда они почувствовали себя достаточно сильными для этого.

История России и Турции до начала 20-го века имеет много общего, но в её критический момент страны пошли по совершенно разным путям развития. Российская и Османская империи были уничтожены внешними и внутренними силами в ходе Первой мировой войны. Победившие в России большевики спешно начали отстраивать новую империю на руинах только что развалившейся. Турки, под руководством Кемаля Ататюрка создали турецкое национальное государство.

Несомненно то, что турки в значительно большей степени, чем русские, являются наследниками византийской империи. Османы получили в своё распоряжение не только Константинополь и Малую Азию, по сути они явились продуктом кризиса общественного устройства Византии. Небольшие полудикие азиатские племена, изначально находившиеся в прямой или вассальной зависомости от Константинополя, никогда не смогли бы сокрушить самую сильную империи Средневековья.

Турки победили после того как смогли создать более справедливую модель общества, привлекательную для угнетенной части жителей Византии. В силу специфической концепции государственного управления, в Византии существовала глубочайшая пропасть между обществом и властью, усугубляемая межнациональными противоречиями. Как следствие, в тот период времени не было ни одного другого государства в Европе, где восстания происходили бы чаще чем в Византии. Османам оставалось только воспользоваться слабостью своего противника.

Создав свою империю на руинах Византийской, османы взяли на вооружение и один из ключевых принципов функционирования любой империи — многонациональность. Гарантом прав покоренных национальностей в империях является лично правящая династия. Отличием Османской империи от Российской было то, что этнические турки, составляя меньшинство населения на протяжении всей истории империи, оставались привилегированным меньшинством. В отличии от Российских императоров, султанам никогда не приходило в голову превратить турок в крепостных рабов, одновременно сделав выходцев из покоренных народностей или иностранцев господами. Да и сами султаны были этническими турками, правящая династия не менялась.

Поэтому, несмотря на многочисленность нетурецкого населения, отношение к нему со стороны власти всегда было намного более жестким, чем к самим этническим туркам. Султан был ни чем не ограничен во власти, но этнические турки имели очень много политических и экономических прав, о которых русские крепостные крестьяне и мечтать не могли. Да и покоренные народы в Османской империи никогда не были превращены в крепостных и сохраняли личную свободу.

К 20-му веку обе империи подошли будучи многонациональными. Турки на территории в границах нынешней Турции составляли около половины населения. По переписи 1844 года, на территории современной Турции проживало свыше 10 000 000 человек, из которых 3 100 000 турок, 3 000 000 курдов и езидов, 2 400 000 армян, 2 000 000 греков, 600 000 ассирийцев и других христиан и 400 000 арабов, черкесов и других мусульман. В Российской империи великороссы (русские) к 1917му году составляли около 40 % населения.

В ходе войны национальные меньшинства и в Российской и в Османской империи вели себя примерно одинаково. Поддерживая свои правительства на словах или под угрозой расправы, на деле добивались независимости или воссоединения с национальными государствами. А вот после поражения империй в жизни национальных меньшинств России и Турции произошли существенные перемены.

Российские большевики, стремясь получить максимально быстрый результат, решили что намного проще будет восстановить государственность на том же самом имперском фундаменте, что существовал до них. Они объявили себя защитниками прав меньшинств, предоставив им больше прав чем русским. Турецкие кемалисты, не ставя перед собой настолько же глобальных задач мирового переустройства как большевики, сделали приоритетом строительство турецкого национального государства. Национальные меньшинства кемалистам были не нужны, поэтому от них избавились.
Кроме всем известного геноцида армян, про который реглярно напоминает российским зрителям Первый канал, был ещё не менее масштабный геноцид греков и других народностей. И если с армянами власти успели решить вопрос по большей части ещё до формального прихода к власти Ататюрка, то ликвидация греческой общины целиком и полностью дело рук кемалистов. Нет никаких сомнений в том что если бы армян не вырезало предыдущее правительство, то с ними было бы тоже самое но на пару лет позже. В результате этих бескомпромиссных действий турецких националистов этнографическая картина в стране радикально изменилась.

К 1923 году, когда была образована Турецкая республика, её население составило около 12,5 миллионов человек. Национальные меньшинства которым удалось избежать депортации или уничтожения составляли всего около 25%, в основном это были курды и арабы, которые согласились жить по правилам предложенным кемалистами. Таким образом если в 1844 году этнические турки были на территории современной Турции меньшинством с удельной долей около 30%, к 1923му году после национальной революции они составляли уже более 70% населения.

Начиная с 20-х годов турецкое правительство проводит последовательную национальную политику. Согласно 66й статье конституции «Все жители Турции связанные с турецким государством являются турками». Запись о национальной принадлежности делается в паспорт.