В последнее время в медиа-пространстве всё чаще говорится о борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, совсем недавно появилась информация о предотвращении терактов в столице и в Красноярске. В то же время налицо другой тренд – растёт число уголовных дел, связанных с экстремизмом в сети Интернет. Сотрудники органов активно привлекают к ответственности блоггеров за «возбуждение ненависти либо вражды» по 282 статье, наличие которой уже многие годы осуждается рядом общественных и политических сил. Правозащитники и оппозиция бьют в набат, связывая многие уголовные дела с критикой власти и антикоррупционными расследованиями

О том, сколько тамбовских экстремистов получили по заслугам, как в нашем регионе предотвратили теракт и какая работа ведётся с представителями различных конфессий, диаспор и с футбольными фанатами, читайте здесь.

Интернет-экстремисты

На белой стене — портреты Путина, Медведева и «железного Феликса». На полках в шкафу – уголовный кодекс и литература по сектоведению. Я в кабинете Вячеслава Пронина, начальника Центра по противодействию экстремизму УМВД области. Это подразделение, созданное в 2008 году, больше известное в народе как отдел «Э», занимается борьбой с террористами, экстремистами и не только.

Ежегодно в нашем регионе регистрируется 4-5 преступлений подобной направленности. В минувшем году было возбуждено четыре уголовных дела, в текущем — два. Правда, в последнее время немного изменился их характер. Уменьшилось число злодеяний, связанных с побоями и истязаниями. В прошлом году было возбуждено одно дело по статье «Угроза убийством». Большая же часть преступлений сейчас связана с Всемирной Паутиной, с высказываниями и репостами блоггеров и просто пользователей социальных сетей, которые подпадают под 282 статью.

— Буквально вчера было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 в одном из районов области. Как правило, в социальной сети размещается материал, пропагандирующий ненависть, вражду в отношении определённых категорий лиц. Например, в отношении северокавказского региона или представителей еврейской общины, — говорит Вячеслав Пронин.

Зачастую интернет-экстремисты получают условные сроки. Так, совсем недавно служители Фемиды признали виновным в распространении запрещённой информации в сети Интернет одного из чиновников областной администрации. Сначала за религиозные песни и тексты в «Контакте», внесённые в список экстремистских материалов, он отделался штрафом. Однако вскоре ему было предъявлено новое обвинение – уже за размещение фото и видео, которые были признаны выражающими межрелигиозную ненависть и содержащими элементы порнографии. Мужчина получил три с половиной года условно.

Кстати, все материалы, претендующие на звание экстремистских, отправляются на специальное лингво-психологическое исследование, организованное на базе Минюста.

А вот какие ресурсы в поисках экстремистов мониторят сотрудники Центра, узнать не удалось – по словам полковника Пронина, это секретная информация, там же, как и информация о числе подведомственных ему сотрудников.

В Тамбове задержали предполагаемых террористов

Если экстремистских преступлений совершается в среднем полдесятка, то правонарушений, которые заканчиваются «административкой», без привлечения к уголовной ответственности, в разы больше. В прошлом и текущем годах за административные проступки было наказано 70 человек, в основном за демонстрацию нацистской символики, других материалов, которые входят в список экстремистских. Среди нарушителей было много несовершеннолетних.

— Посмотрел ролик, поделился им у себя на странице и пошло. Быть может, молодёжь это делает по незнанию, а может и по глупости. Во всех учебных заведениях мы проводим встречи, выступления, разъясняем меру ответственности за данные правонарушения. Поэтому молодым людям нужно думать о своём будущем и относиться серьёзней к тем вещам, которые они размещают, и возможным последствиям, — уверен Вячеслав Анатольевич.

Хотя лет пять назад фиксировались и куда более серьёзные вещи – например, планировалось массовое избиение лиц неславянской внешности. А совсем недавно на территории региона задержали предполагаемых террористов.

— Мы выявляли лиц, которые, прибыв к нам с Украины, получив российский паспорт по упрощённой форме, оказались причастны к диверсионно-террористической деятельности на территории России. Мы задерживали лицо, которое готовило диверсионно-террористический акт в Чеченской республике и входило в ячейку запрещенной организации, — рассказывает Вячеслав Пронин.

По его словам, на территории нашего региона задержано несколько пособников терроризма, деятельность которых расследуется в рамках возбужденных уголовных дел. Правда, Вячеслав Анатольевич пока отказался сообщить какие-либо подробности этого дела, ссылаясь на интересы следствия.

Отношения с диаспорами

В нашей области живут представители самых разных конфессий и национальностей. Ситуация, связанная с их взаимоотношением, профилактика конфликтов на межрелигиозной и межэтнической почве – одно из приоритетных направления работы Центра. По словам Вячеслава Пронина, и с лидерами диаспор, и с духовными лицами удалось наладить диалог.

— Ни одна диаспора не скажет, что у Вячеслава Анатольевича предвзятое отношение к кому-нибудь из них. Приходят все: евреи, азербайджанцы, курды, армяне. Садимся за круглый стол, обсуждаем насущные вопросы», — комментирует мой собеседник.

Правда, без коллизий и трений всё же не обходится. И зачастую к межнациональным конфликтам ведут бытовые.

— Не так давно три цыгана, двое из них – несовершеннолетние, побили представителя славянской национальности. Чисто бытовой конфликт может перерасти в нечто большее. Примеров таких достаточно много. Так, бытовые разногласия в посёлке Калинин, который больше известен как Калиничи, могли привести к конфликту между цыганами и курдами. Но своевременное получение информации и работа с руководителями диаспор позволили его не допустить. Поэтому наша задача — работать на опережение, — рассказывает полковник Пронин. – Мне бы хотелось поблагодарить всех руководителей этнических диаспор, которые с пониманием относятся к нашей работе. Они имеют авторитет в своей среде и стараются доходчиво объяснять молодёжи, что они должны уважать законы и обычаи той страны, в которой живут.

Что же касается религиозных объединений, то в зоне особого внимания отдела «Э» находится одна из незарегистрированных религиозных организаций.

— Какая работа с ними проводится? Во-первых, им уже в текущем году был вынесен ряд предупреждений о недопустимости проявления экстремистской деятельности. Во-вторых, 4 мая областная Дума приняла закон о миссионерской деятельности, инициатором которого выступили мы, — говорит Пронин.

Согласно этому закону представителям конфессий перед проведением какого-либо мероприятия (речь идёт не о богослужении, а именно о миссионерской деятельности, деятельности вне стен храма) придётся уведомлять об этом компетентные органы.

Сатанисты и футбольные фанаты

А вот сект и сектантов, по словам начальника Центра по противодействию экстремизму, у нас нет. Правда, есть люди, разделяющие взгляды сатанистов. Но никакой активности они не проявляют, поэтому вопрос о привлечении их к какой-либо ответственности пока не актуален.

Внимательно следят борцы с экстремизмом и за людьми, которые симпатизируют радикальной националистической идеологии, также они уделяют внимание и футбольным фанатам.

— В апреле этого года была предотвращена массовая драка между болельщиками. Мы встречаемся с их лидерами, друг друга хорошо знаем, есть сотрудники, которые отвечают за работу с ними, — рассказывает начальник отдела «Э».

Сотрудники Центра по противодействию экстремизму – непременные участники всех митингов и пикетов.

— Наша задача – чтобы не было экстремизма, не дай Бог, диверсионно-террористических актов при проведении публичных мероприятий, массовом скоплении людей — отмечает Вячеслав Анатольевич.

По его словам, все митинги последних лет прошли в спокойной обстановке, и никаких призывов к экстремизму зафиксировано не было.

На прощание Вячеслав Пронин говорит о том, что нужно сделать, чтобы терроризм, экстремизм и прочие негативные явления нашей жизни были сведены к минимуму: «Многое зависит не только от нашего подразделения, но и от общества в целом. Если оно будет проявить нетерпимость к экстремистским заявлениям, все институты общества будут выделять больше времени и сил на профилактику, вообще таких проблем не возникнет».

Твой Тамбов