14/88

В Новосибирске СОБР задержал неонациста за избиение студента-киргиза. Алексей Бахтин давно знаком силовикам своими радикальными взглядами: ранее он сидел за то, что изрезал ножом таджика.

После событий в Хабаровске, где неонацист ворвался с здание ФСБ и открыл огонь по сотрудникам, за всеми любителями свастики — особый контроль. В Новосибирске прошло задержание, свидетелями которого стали обычные прохожие. Прямо возле торгового центра в левобережье СОБР повалил на асфальт паренька, тот до этого мирно стоял на улице, уткнувшись в свой сотовый телефон.

— Прямо сейчас человек восемь с криком «Стоять!» свалили парня на вид лет 18 и унесли в микроавтобус. Народ стоит. Растерянно улыбается, — написал один из очевидцев задержания в Фейсбуке.

Через пару часов в группе праворадикалов во «Вконтакте», которые называют себя «войнами третьей мировой», начались сборы. Собирали деньги «на передачку» для задержанного лидера — Алексея Бахтина, в тусовке его кличка «Вайт прайд» (White pride — с англ. белая гордость, лозунг, агитирующий за идентичность «белой расы»). Именно он оказался в микроавтобусе у силовиков.

— Поступило заявление от студента, он гражданин Российской федерации, но по национальности — киргиз. Его неонацисты зажали на остановке, избили. Паренек пришел в полицию вместе с мамой. Возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство, совершенное группой лиц», — рассказал «Комсомольской правде»-Новосибирск» источник в правоохранительных органах, добавив, что Бахтин сейчас находится в ИВС, в понедельник суд решит вопрос об его аресте.

К тюрьме парню не привыкать, он год как освободился из колонии, сидел за то, что в 2012 году в Академгородке изрезал ножом до полусмерти гражданина Таджикистана Амриддина Боваева. Действовал Бахтин (на тот момент ему не было и 18) не один, а со старшим соратником — Сергеем Тырышкиным по кличке «Ветеринар» (нацист действительно работал в Областной станции по борьбе с болезнями животных). Сначала они пальнули в Боваева из газового пистолета, а затем устроили бойню ножом. Каким-то чудом приезжий выжил, судили парочку за нанесения тяжкого вреда здоровью.

Интересно, что Бахтин является другом известного в СМИ нациста-парикмахера — Евгения Ряполова, у него в феврале этого года при обыске нашли гексоген. Силовики считают, что Ряполов «готовил силовую акцию в отношении сотрудников правоохранительных органов с использованием огнестрельного оружия, а также подрыва сооружений и административных зданий». Есть версия, что парень хотел взорвать мечеть, здание областного ФСБ и даже оперный театр. Сейчас его дело рассматривает Октябрьский районный суд.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Неонацизм живет и здравствует в соцсетях

Сергей Чудинов, кандидат философских наук, автор диссертации «Терроризм как социокультурный феномен»:

— У нас радикальный исламизм воспринимается как угроза №1 в стране и все нацелено на борьбу с ним. В то время как праворадикальных экстремистов достаточно много по стране, есть мелкие группировки, есть крупные, есть те, кто связан с неоязычеством, есть — кто с неонацизмом, и на них мало обращают внимания. А ребята эти достаточно молодые, шустрые. Я занимался исследованием соцсетей и обратил внимание, что те неонацистские группы, которые даже запрещены по суду, продолжают функционировать во «Вконакте», их никто не блокирует, а там от десяток и до несколько тысяч человек! В то же время нет групп, где также бы открыто поддерживали ИГ*, их вычистили, вы не найдете открытых лозунгов и явных намеков радикалов-исламистов в соцсети, то есть тут спецслужбы поработали хорошо. А вот неонацисты без проблем продолжают существовать. При этом надо понимать, что для реальных, страшных действий даже маленькой группки достаточно, а тут по всей стране — тысячи человек. При этом правый экстремизм набирает обороты не только в России, но и в мире в целом. Потому что если брать последние годы, то право-радикальные партии в Европе растут по популярности, когда-то они были маргинальными, небольшими, а сейчас они уже влияют на политику. Во всей Европе такой тренд. В России это связно также с мигрантами и отсутствием все-таки твердых культурных ценностей, какой-то опять же четкой национальной идеей. В итоге молодежь находит ее в этих радикальных сообществах. Они уже отстранено воспринимают события Великой Отечественной, прошло много поколений, историю знают плохо, вот и обращаются к арийской идеологии. Может ли за всеми этими группами стоять опытный «кукловод»? Конечно это возможно! Сейчас идет эпоха информационных войн, чего только нет — те же «группы смерти», вспомним: идет обкат различных информационных технологий. Поэтому не удивлюсь, если кто-то хочет направить национальную идею в радикальное русло и поддерживает все эти группы «Вконтакте».

КП