отменить 282

Свидетель заявил о националистических взглядах ростовского сторонника ПАРНАСа.

Обвиняемый в экстремизме сторонник партии ПАРНАС Игорь Олейник опроверг показания свидетеля, заявившего о симпатиях подсудимого к нацизму и его желании участвовать в революции.

Как информировал «Кавказский узел», 27 декабря 2016 года в отношении Олейника было возбуждено уголовное дело о разжигании ненависти или вражды по признакам национальности (ч.1 ст.282 УК РФ) за ряд репостов в соцсети «ВКонтакте», ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 20 января мера пресечения была изменена ввиду нарушения подписки о невыезде. На суде 1 августа обвиняемый заявил о своей невиновности, подчеркнув, что он репостил находившиеся в открытом доступе материалы.

Сегодня на заседании Октябрьского районного суда Ростова-на-Дону свидетель обвинения Станислав Кошлич сообщил, что познакомился с Игорем Олейником в 2016 году на собрании организаций «Спутник и погром» и «Русские пробежки». «Спутник и погром» — это такая национал-патриотическая тема, ни влево, ни вправо, а «Русские пробежки» — это спорт», — пояснил Кошлич. По словам свидетеля, Олейник «говорил о национальном превосходстве русских, о том, что их притесняют кавказцы», и имел в соцсети «ВКонтакте» ник «Русич Белый». «Материалы на странице были такие же, как у всех – антиправительственные», — сказал Кошлич. Олейник придерживался неоязыческих вглядов, отметил свидетель. «В кружках играл активную роль, собирал вокруг себя аудиторию, высказывал национал-радикальные убеждения», — охарактеризовал он подсудимого.

По просьбе прокурора был оглашен протокол допроса Станислава Кошлича, сделанного на предварительном следствии. В своих показаниях Кошлич назвал полный адрес страницы Олейника в соцсети и утверждал, что тот «планировал участвовать в насильственных действиях во время русской революции» и «придерживался идей национал-социализма, которые являлись идеологией нацистской Германии». Отвечая на вопросы адвоката, Кошлич пояснил, что восьмизначный ID страницы подсудимого он продиктовал с телефона. Свои взгляды свидетель охарактеризовал как «национал-патриотические». В каких именно действиях и когда Олейник хотел принять участие, свидетель сказать затруднился.

Преподаватели Зерноградской школы-интерната, где обучался подсудимый, в суд не явились, и на заседании были оглашены их показания, данные ранее. Свидетели Багайскова и Хвостикова охарактеризовали Игоря Олейника как «дружелюбного, неконфликтного, способного человека» и отметили, что интереса к экстремизму он не проявлял.

Прокурор огласила заключения лингвистических экспертиз, согласно которым в репостах Олейника содержатся «лингвистические признаки возбуждения ненависти или вражды», а некоторые материалы оценены как способные «понизить авторитет президента РФ Владимира Путина и снизить его популярность среди граждан». Защитник заметил на это, что эпизоды о разжигании вражды к президенту были убраны из обвинения. Кроме того, были зачитаны решения судов о запрете аудиозаписей и внесении их в федеральный список экстремистских материалов Минюста, а также ответ из ООО «ВКонтакте» с точным временем регистрации страницы Олейника и номером телефона, указанном при регистрации.

В качестве свидетельницы защиты была допрошена жительница Ростова-на-Дону Валентина Толмачева. «Игоря я увидела впервые 30 октября 2016 года на пикете на площади Ленина за освобождение политзаключенных. Мы разговорились. В процессе общения никакого антисемитизма, нацизма в его словах не было. Потом он пришел на вечер памяти жертв репрессий. Потом я видела Игоря на митинге или пикете памяти Бориса Немцова. На акции демократической общественности антисемиты-националисты не ходят, им это неинтересно», — сказала Толмачева. Она добавила, что Олейник был агитатором ПАРНАСа на выборах в Госдуму в 2016 году и был задержан незадолго до выборов. Партия зарегистрирована в Минюсте и «националистов туда не берут», отметила свидетель.

Сам Игорь Олейник также назвал себя сторонником демократической партии ПАРНАС и ее бывшим агитатором. «В сентябре 2016 года нас задержали в «Золотом колосе» (сеть кафе в Ростове-на-Дону, — прим. «Кавказского узла»). В спецприемник пришел эфэсбэшник, начал меня допрашивать. Скрывать мне нечего — я подтвердил, что у меня была страница «ВКонтакте». Он сказал: «Там экстремизм», — но я же не эксперт. В конце он сказал: «Сядешь, не бойся». Прошло три месяца, меня вызвали на допрос. Если я кого-то обидел – извиняюсь, я не знал, что за репосты можно срок получать. Уже в СИЗО я узнал, что в России 4000 экстремистских материалов, так каждого человека можно привлечь. Лучше тогда вообще не иметь интернета и телефона, не будешь же каждый репост направлять на экспертизу», — рассказал Олейник.

Игорь Олейник заявил, что свидетеля обвинения Опенченко он видел один раз, свидетеля Кошлича не видел ни разу. Подсудимый также отверг обвинения в нацизме. «У меня дед на войне в танке сгорел, это издевательство!» — сказал он, добавив, что не планировал участвовать ни в каких насильственных действиях. Он подтвердил, что указанная в обвинении страница в соцсети принадлежит ему и подтвердил, что делал репосты, но без умысла нарушить закон.

«Показания свидетеля обвинения — точь-в-точь рапорт сотрудника ФСБ: что Олейник участвовал в организациях, которые Игорь никогда не знал, что готовил антиконституционный переворот, что он сторонник Гитлера. Все это несусветная глупость. Игорь сказал, что в первый раз его видит», — отметил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Евгений Беркович.

Рассмотрение дела продолжится 24 августа.