Штандарт президента Финляндии

Свастика, подарок Кремлю. Финляндия – единственная страна Европы, где свастика до сих пор не только не под запретом, но и имеет официальный статус. Это стало предметом полемики, в которой в ход идет и «российский» аргумент.

«Пожелание удачи», «благоденствие» – так переводят с санскрита значение слова «свастика» и символа, который оно обозначает, – креста с загнутыми концами. Того самого, который со времен Третьего рейха стал, вопреки изначальному значению, одним из самых зловещих символов в истории человечества. Использование свастики нацистами в качестве своей главной эмблемы как бы перечеркнуло, по крайней мере для послевоенной Европы, всю предыдущую историю этого символа.

В Финляндии, однако, это не совсем так. Свастика, бывшая частью символического набора языческих верований, использовалась финнами как символ успеха и благополучия до относительно недавних времен. Например, обрамление первоначального варианта триптиха «Айно» (1889) работы одного из классиков финской живописи Аксели Галлена-Каллелы представляет собой длинную череду свастик. Это, естественно, не имеет ничего общего со взглядами живописца: Галлен-Каллела не был чужд политики, в финской гражданской войне 1918 года воевал на стороне белых, но к нацизму никакого отношения не имел.

В современной Финляндии свастику можно разглядеть (если постараться), например, на президентском штандарте. Его частью является так называемый Крест свободы, изображенный в левом верхнем углу: в этот крест встроена стилизованная золотая свастика. Еще активнее используется этот символ в вооруженных силах Финляндии, прежде всего в авиации, где свастика имеет давнюю традицию, уходящую в начало ХХ века – до времен нацизма. Крест с загнутыми концами, имеющий столь неприятные ассоциации в глазах большинства европейцев, изображен на эмблемах и знаменах региональных командований ВВС и ряда других подразделений.

Директор музея ВВС Финляндии Кай Меклин защищает использование свастики: «Если мы откажемся использовать или запретим свастику, мы дадим зарубежной общественности сигнал, что в Финляндии это тоже был нацистский символ, чем он в действительности никогда не являлся». Профессор Хельсинкского университета Тейво Тейвайнен, автор недавно вышедшей монографии о финском национализме и правом радикализме, считает этот аргумент парадоксальным и обманчивым. С подачи Тейвайнена дискуссия об уместности использования свастики в Финляндии, которая уже несколько раз начиналась и затухала, вновь возобновлена. Своими соображениями Тейво Тейвайнен поделился с Радио Свобода.

– Что заставило вас обратить внимание на использование символа свастики в Финляндии?

– Я иногда провожу что-то вроде экскурсий по Хельсинки для моих иностранных коллег – с историко-политической тематикой. Многие из них обращали внимание на свастики, которые встречаются на памятниках, зданиях или на военной символике, и несколько недоумевали. Другим толчком было то, что, как я выяснил из личного общения, многие финны не знают о продолжающемся использовании свастики в качестве эмблемы в наших военно-воздушных силах. А те, кто знает, почему-то считают, что этот символ сильно отличается от использовавшегося нацистами. Когда я показывал моим собеседникам изображение свастики на официальных сайтах подразделений наших ВВС, они были очень удивлены. Я только что опубликовал книгу о финском национализме, и мой интерес к свастике как символу был связан с работой над этой темой.

– А какова реакция официальных лиц – в частности, командования ВВС Финляндии? Они не считают свастику чем-то существенным или, наоборот, рассматривают ее как важную часть традиции, от которой нельзя отказываться?

– Официальная позиция проста: в этом нет проблемы, и точка. Правда, в неформальном общении мне доводилось слышать от ответственных лиц и такое: да, в смысле репутации это не очень хорошо, но если мы откажемся от свастики, то тем самым как бы признаемся, что да, эта финская свастика имеет нечто общее с нацистской. Это совершенно парадоксальная позиция: чтобы нас не ассоциировали с нацистами, мы должны продолжать использовать свастику! Я, конечно, не могу говорить от имени финских военных, но известны случаи, когда в ходе совместных мероприятий с коллегами из стран НАТО финской стороне приходилось модифицировать свои символы и эмблемы, избегая присутствия свастики.

– А российские – или в прошлом советские – представители обращали внимание на использование свастики в Финляндии?

– Обращали или нет неформально в последние годы – не знаю. Из истории известно, что в середине 1940-х годов, после того как Финляндия проиграла «войну-продолжение» (так в Финляндии называют вторую войну между этой страной и СССР в 1941–44 годах. – РС), все военные символы, в которых фигурировала свастика, были отменены – под давлением СССР. Их отчасти восстановили в ВВС в 50-е годы. И вроде бы с русскими особых проблем не возникало. В начале 60-х был, однако, эпизод с французами, когда наш тогдашний президент Урхо Кекконен вручил памятную медаль президенту Франции Шарлю де Голлю – и на этой медали присутствовал геральдический мотив свастики, хоть и сильно отличающейся от нацистской. Тем не менее де Голль был очень смущен и недоволен этим. В результате Кекконен потом распорядился изменить дизайн награды. Поэтому я очень удивляюсь, когда слышу рассуждения о том, что отказаться от использования свастики в военной символике – это как бы «прогнуться» перед Россией. Ведь этот символ совсем не приближает нас к Западной Европе, единство с которой очень важно для финнов, особенно для наших военных. Дискуссии на эту тему были частью моего исследования проблем финского национализма.

– Как вообще свастика стала финским военным символом? Где корни этой традиции?

– Наиболее распространенная (и ставшая официальной) версия такова. В 1918 году военно-воздушные силы Финляндии, которая только что обрела независимость, получили свой первый аэроплан. Это был подарок от шведского авиатора графа Эрика фон Розена. А свастика была его талисманом, Розен считал, что она приносит ему удачу. Она была изображена на крыльях этого самолета – и стала символом финских ВВС.