Зверята без клетки

Горячая тема. На эхе Мацы это признали. Правда, позвали обсуждать только кавказцев, которые, естественно, всё отрицают.

Гаджимурад Магомедгаджиев -советник Президента Федеральной палаты адвокатов
Рустам Курбатов-директор НОУ Лицей «Ковчег-XXI»
Ведущий: Алексей Кузнецов

Алексей Кузнецов
― 13 часов 13 минут в Москве. В эфире программа «Родительское собрание». Мы сегодня собрались для того, чтобы поговорить на тему, которая в последние недели не давала нам никакого специального информационного повода, но это насколько острая тема, которая постоянно существует и в разговорах между людьми и прорывается какими-то не всегда заметными, но тем не менее существующими конфликтами, мы решили поговорить о межэтнических конфликтах в подростковой среде, о том, как в детской… Ну, мы не берём никакие конкретные временные рамки. Да? Мы можем говорить и о младших подростках и о старших подростках, и о начинающей молодёжи. Начинающей – в смысле возраста. О том, как преломляются вот те проблемы, которые неизбежно существуют в таком… в высшей степени многонациональном государстве как наше с вами. И специально для того, чтобы построить этот разговор не на некоем абстрактно-теоретическом уровне… Можно было бы пригласить социального психолога. Можно было бы пригласить социального антрополога, философа и так далее. Но у нас с вами сегодня два практика, два человека, которые с разных сторон, но очень плотно с этой проблемой сталкиваются практически ежедневно. У нас хорошо вам известный представитель педагогического сообщества – директор лицея «Ковчег-XXI» Рустам Курбатов. Здравствуйте, Рустам!

Рустам Курбатов
― Здравствуйте!

А. Кузнецов
― И впервые в нашем эфире, надеюсь, что не последний раз адвокат Московской областной адвокатской палаты, советник президента Федеральной палаты адвокатов Гаджимурад Магомедгаджиев. Здравствуйте, Гаджимурад!

Гаджимурад Магомедгаджиев
― Спасибо за приглашение.

А. Кузнецов
― Вот. И скажите, пожалуйста… Вот с чего хотелось бы начать. Я когда к этой передаче готовился, я прочитал несколько, ну, таких общих рассуждений на эту тему, и в каждом 2-м, наверное, встретил такую мысль, что конфликты между детьми и подростками происходят не на чисто национальной почве. Они, как правило, в основе имеют, ну, бытовые какие-то вещи. Кто-то кого-то толкнул. Там в школе кто-то из-за чего-то… Там из-за девушки поссорились. Но поскольку некая модель существует, благодаря взрослым, дети легко, они вообще легко адаптируются ко всему, они очень легко перетаскивают ее на вот этот вот совершенно, так сказать, другими причинами… причинами вызванный конфликт. То есть тезис заключается в том, что для самих детей эта проблема неважна. Они ее используют только как, ну, предлог для выяснения каких-то своих детских отношений. Вы согласитесь с таким тезисом или нет? Рустам, начинайте.

Р. Курбатов
― Да, конечно. Вообще много же конфликтов возможно между подростками. Это конфликты там на почве там мальчики – девочки, новенькие – старенькие, толстые – худые, длинные – короткие, умные – глупые, любящие футбол – не любящие футбол. Но…

А. Кузнецов
― У нас нет глупых детей. У нас есть альтернативно одаренные.

Р. Курбатов
― Да. Так сказать, умные и другие. Да. Но почему-то, конечно же, многие эти конфликты, если они возникают, они вот рядятся в тогу межнациональных конфликтов. Вот так. Но на самом деле, Алексей, среди взрослых то же самое.

А. Кузнецов
― Разумеется.

Р. Курбатов
― Если мы разберем там вот те войны, например, которые были в ХХ веке, они внешне могут быть на национальной почве, а на самом деле там другие причины: там социальные, политические…

А. Кузнецов
― Экономические…

Р. Курбатов
― … какие…

А. Кузнецов
― Конечно. Да.

Р. Курбатов
― Какие угодно.

А. Кузнецов
― Гаджимурад, Ваш опыт?

Г. Магомедгаджиев
― Ну, мой опыт, что конфликты, они есть, они были, будут всегда, но та или иная драка, если мы о конфликте говорим, как он разрастается, из чего, в любом случае, возможно, это не из-за национальной либо этнической, либо религиозной принадлежности ребенка, студента. Но в последующем родители, родственники друзья как группа какая-то этническая, социальная группа, они воспринимают это для себя достаточно болезненно и пытаются на этом сыграть…

А. Кузнецов
― То есть они подталкивают ребенка к тому, чтобы он сам осознал…

Г. Магомедгаджиев
― Конечно.

А. Кузнецов
― … это как некое противостояние этническое или конфессиональное.

Г. Магомедгаджиев
― Возможно. Возможно, потому что каждый конфликт, каждое дело нужно, конечно, в контексте, не вырывая там, допустим, это этнический конфликт, там межнациональный конфликт, там межрелигиозный конфликт, нужно разбирать. Поэтому мы, адвокаты, вот когда такие уже уголовные либо там гражданские, либо там административные дела там возникают, каждый пример всё-таки мы подходим с точки зрения фактов. С точки… Не с точки зрения эмоций там родителей, там родственников, друзей. А с точки зрения объективных факторов, которые собирает следствие, и мы анализируем их. И в последующем вот именно я бы хотел, чтобы такие примеры негативные, они в последующем… люди чувствовали и понимали, что мы многонациональный город, мы многонациональная страна.

А. Кузнецов
― Ну, вот мы обязательно сегодня я попрошу и Рустама, и Гаджимурада привести по несколько практических примеров ситуаций, вспомнить из двух, казалось бы, очень разных сфер деятельности, ну, вот в этой точке они безусловно пересекаются. Рустам, мы уже говорили об этом, но напомним тем, кто, может быть, впервые слушает нашу передачу или не слышал там какие-то выпуски с Вами раньше, что в Вашем лицее подмосковном совсем недалеко от Москвы, в подмосковном Красногорске, Вы участвуете в программе, которая называется «Перелетные дети». Да? Это программа по попытке адаптировать мигрантов, слабо владею… детей-мигрантов, слабо владеющих русским языком, каким-то образом встроить их в нашу систему образования. Да?

Р. Курбатов
― Да.