АУЕ

«✵Ш✵П✵А✵Н✵А✵» в Лефортово. Как отслуживший в Сирии уралец попал в московский СИЗО за картинки и продажу четок в паблике «А.У.Е».

В конце мая двоих жителей Екатеринбурга арестовали по делу об «экстремистском сообществе АУЕ». Поводом послужила публикация воспевающих воровскую романтику картинок в тематическом сообществе и продажа «тюремных» сувениров вроде нардов и четок. Дело расследует центральный аппарат ФСБ, арестанты содержатся в СИЗО «Лефортово». Один из них, бывший военный, дважды бывал в командировках в Сирии; третья обвиняемая — его беременная жена — находится под подпиской о невыезде.

«Люби меня как роза воду, а я тебя — как вор — свободу», «Бродяга по жизни, вор по нужде. Кайфарик по масти, романтик в душе», «Салам ворам — *** [шиш] мусорам», игральные карты с эротическими картинками, шахматы и нарды на продажу — вот содержание ныне заблокированного сообщества «А.У.Е» «ВКонтакте».

Познакомившись в конце 2016 года со своим будущим мужем Никитой Птицыным (имена героев изменены по их просьбе), 28-летняя Нина из Екатеринбурга удивилась его необычному бизнесу: 22-летний военный, уже дважды побывавший в командировках в Сирии, зарабатывал на рекламе в своем паблике о криминальной романтике и продаже аксессуаров, ассоциирующихся с тюрьмой — вроде четок.

«Мне было непонятно, что его связывает с такой тематикой. Ни в семье у него не было уголовников, ни среди друзей», — вспоминает теперь Нина.

Впрочем, тогда она стала помогать молодому человеку и время от времени сама администрировала паблик, который тот вел вместе со своим братом Денисом — они выкладывали картинки, найденные в других аналогичных сообществах. Какие-то записи предлагали сами читатели, администраторам оставалось только одобрить публикацию. На пике популярности в «А.У.Е» насчитывалось около 200 тысяч подписчиков; реклама приносила небольшой, но все же доход.

Бесплатно рекламировали только сообщество «✵✵✵Вольный мастер✵✵✵Магазин интересов✵✵✵», которое администрировал приятель Никиты Артем Зуев. В нем тоже продавались нарды и шахматы, а еще зажигалки и чехлы для телефонов — все в духе воровской романтики. Вместе со своим братом Виктором Артем открыл печатный цех «Абсолют» и принимал заказы на футболки и постеры. В благодарность за бесплатную рекламу братья иногда что-то печатали для Птицыных.

По оценке Нины, паблик приносил им с Никитой не более 10 тысяч рублей в месяц. Около 30 тысяч она получала, работая кассиром в транспортной компании. Возлюбленный-контрактник зарабатывал 35 тысяч. Молодые люди взяли в кредит машину.

Братья Птицыны создали «А.У.Е» еще в 2011 году. «В тот момент нам с братом особо нечем было заняться, была, так сказать, пустая ниша, не было таких пабликов, — на условиях анонимности рассказывал «Открытой России» Даниил Птицын. — Мы администрируем ее с братом, хотя сами отношение к криминальному миру имеем очень условное: ну, есть знакомые, друзья, которые прямо связаны с местами лишения свободы — но мы сами не сидели, не имели судимость и не привлекались».

С популярностью подобных сообществ в соцсетях растет и озабоченность властей романтизацией криминальной жизни. В разных регионах России суды начинают по требованию прокуратуры закрывать «воровские» паблики — «А.У.Е» в апреле 2017 года запретил Центральный районный суд Читы.

«Мониторингом сайта обнаружены высказывания, содержащие ненормативную лексику, а также призывы к расправе над сотрудниками правоохранительных органов, — настаивала прокуратура. — Информация, размещенная на указанном сайте, подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поскольку может причинить вред духовному развитию ребенка». На ресурсе «Судакт» можно обнаружить с десяток похожих документов.

Еще один паблик Никиты, «✵Ш✵П✵А✵Н✵А✵» с примерно 30 тысячами подписчиков, администрация «ВКонтакте» заблокировала, объяснив это тем, что Роскомнадзор внес его в реестр запрещенных ресурсов. «Медиазоне» не удалось обнаружить «Шпану» в этом реестре.

Денис Птицын настаивал: «С призывами постов не было, были только нелестные высказывания в сторону силовых структур, скажем так. Я понимаю государство, понимаю, что дети после школы приходят и видят в группах «жизнь ворам, смерть мусорам». Это неправильно, отрицание власти и так далее. С другой стороны, они сами должны заниматься детьми, а не закрывать паблики».

«Какое-то время, месяц или два, еще можно было группой пользоваться. Но рекламу распространять в ней нельзя было. Просто опубликовывали какие-то картинки, — рассказывает Нина. — Муж максимум в месяц одни четки продавал за 1,5 тысячи рублей. Блокировка меня насторожила, а его — не знаю. Он мне ничего не говорил об этом, может, скрывал, чтобы не тревожить меня».

В начале 2018 года она забеременела и вышла замуж за Никиту, а в апреле молодой человек подписал с Минобороны новый контракт на три года. Впрочем, после отслужить ему оставалось всего месяц — 15 мая он уволился «по собственному желанию», но, как говорит Птицына, по настойчивой рекомендации руководства.

Дело в том, что военным прислали картинку со страницы Никиты «ВКонтакте», где тот неосторожно опубликовал фото доски для игры в нарды, на одной стороне которой была изображена свастика, а на другой — серп и молот. Получалось, что один игрок выступает «за фашистов», а его соперник — «за Советский Союз». Нина говорит, что доску ее мужу кто-то подарил еще в 2017 году, позже супруги передарили ее своим знакомым.

Никиту вызвали к командиру и предложили уволиться из армии. Птицын решил устроиться на работу водителем-экспедитором, а в дальнейшем — попробовать вернуться на службу, но через две недели после увольнения, ранним утром 30 мая, на квартиру к молодым супругам пришли сотрудники ФСБ с понятыми, всего человек десять.

Мужа, вспоминает Птицына, заковали в наручники, к женщине, находившейся на пятом месяце беременности, силу применять не стали — дали почитать документы, из которых она узнала, что они с Никитой теперь фигуранты уголовного дела о призывах к экстремизму через интернет (часть 2 статьи 280 УК) и об экстремистском сообществе (статья 282.1). Его обвиняют по первой части — в создании сообщества, ее — по второй, в участии. Артем Зуев тоже проходит по делу, но по какой именно статье ему предъявлено обвинение, Нина не знает. Жена Зуева и его брат не стали говорить с «Медиазоной».

По версии следствия, Нина Птицына — «сторонник идеологии насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов «Арестантское уркаганское единство»», и для «подготовки и совершения преступления экстремистской направленности она не позднее февраля 2017 года вступила в сообщество «АУЕ»», возглавляемое ее мужем.

Ей вменяется администрирование пабликов «А.У.Е» и «Шпаны», продажа через эти паблики, страницу цеха «Абсолют» и ныне удаленный инстаграм-аккаунт bacota.aye «продукции с символикой движения «Арестантское уркаганское единство»» для «популяризации идеологии» и «извлечения прибыли, необходимой для функционирования экстремистского сообщества».