закон Яровой

Все зря. Мигранты с «Таганского ряда» взломали систему тотального контроля за россиянами.

Неизученный черный рынок сим-карт ставит жирный крест на многомиллиардных вложениях в спецоборудование для контроля за общением россиян и усилиях госдумцев ограничить свободы в интернете. Сегодня покупка сим-карты без паспорта не представляет никакой проблемы. А значит, выйти из-под колпака спецслужб может как опытный террорист, так и простая домохозяйка.

Поймать на живца

Окрестности знаменитого екатеринбургского рынка «Таганский ряд» утыканы мобильными уличными палатками. Зазывалы из Таджикистана и Киргизии бодро рекламируют товар — мелочевку для сотовых, от зарядников до чехлов. Стены палаток пестрят рекламой тарифов сотовых операторов.

На мой вопрос, какие симки есть в продаже, торговец выразительно мотает головой: «Нэт, брат. Сымок нэт».

«Мы постоянно ловим их на реализации сим-карт без паспортов, — объясняет оперативник, который специализируется на преступлениях в сфере связи. — Сначала сами у них закупались, а после задерживали. Когда нас стали узнавать, мы привлекли к закупкам посторонних людей. Теперь они вообще не продают симки славянам. А найти для контрольной закупки азиата или кавказца непросто. Среди них слишком сильно развит дух землячества».

Сегодня такой закупщик нашелся. Как только он меняет 150 рублей на симку, у палатки появляются оперативники. Объясняют, что продажа сим-карт без паспорта – это административное правонарушение. Продавец на правоохранителей реагирует чрезвычайно спокойно — ему не привыкать.

КоАП РФ, cтатья 13.30 «Невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи»:
Невыполнение лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений либо непредставление или несвоевременное представление оператору связи экземпляра заключенного с абонентом договора, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Наш задержанный — никакое не юридическое лицо, а простой гражданин из Киргизстана. Он знает размер штрафа и поэтому спокоен. При нем силовики находят 16 сим-карт «Мегафона» и «Билайна».

— Симки я получил от оператора, — по пути в отделение полиции объясняет уличный торговец.

Через 40 минут продавец, свободный и с протоколом в руках, спешит вернуться к работе.

Примерно так сегодня выглядит борьба с черным рынком сим-карт.

Симки Большого брата

Система контроля за общением россиян зиждется на двух столпах. Во-первых, на мониторинге трафика через провайдера, который предоставляет услуги стационарного интернета. Во-вторых, на отслеживании переговоров (трафика) через оператора сотовой связи. Предполагается, что в том и другом случае пользователь, заключая договор с компанией связи, предоставляет паспортные данные. Впоследствии, если гражданин попал в разработку спецслужб, его «ставят на прослушку» и отслеживают трафик по данным, которые есть у провайдера или оператора. Таким образом, возможность приобрести сим-карту без паспорта позволяет обойти систему контроля — конечно, если абонент не «засветит» свой анонимный номер тем или иным образом.

За техническую организацию контроля связи отвечает СОРМ – система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий. Такая аппаратура устанавливается у оператора (провайдера) и позволяет правоохранителям читать и слушать переговоры.

При этом технические средства постоянно развиваются. Если СОРМ-2 позволял отслеживать трафик интересующих силовиков лиц, то СОРМ-3, который внедряют согласно «пакету Яровой», обеспечит не только сбор, но и длительное хранение информации всех пользователей. Эксперты подсчитали, что стоимость покупки, внедрения и обслуживания аппаратуры СОРМ-3 превышает триллион рублей.

Аппаратное решение системы контроля дополняет законодательство, которое привязывает регистрацию в соцсетях, электронных почтах и мессенджерах к телефонному номеру.

Только эти усилия и финансовые затраты будут бесполезными, если оператор не знает истинного владельца сим-карты. А причин, по которым покупают «левые» симки, не сосчитать. Тут и обыватель, что продает машину в интернете и не желает светить личный номер, и опасающийся утечек коммерсант, и мошенник из серии «мама, я попал в ДТП, срочно скинь 1000 рублей», и представители организованной преступности, и террористы.

Конечно, у правоохранителей есть способы, чтобы определить номер симки гражданина, в том числе оперативные. Но если соблюдать меры предосторожности, оставаться анонимом в интернете и сотовой связи вполне возможно. Впрочем, здесь раскрывать эти ухищрения мы не будем.

Как симки попадают на черный рынок

Когда продавец в магазине сотовых обещает за покупку девайса бесплатно подарить вам сим-карту, он лукавит. Ведь розничные продавцы получают сим-карты от оператора бесплатно. Стоимость изготовления симок копеечная. Главный стимул для оператора — чтобы абонент постоянно пополнял баланс телефонного счета. Но у менеджеров розничной сети есть план продаж сим-карт и, как признают они сами, часто выгоднее реализовать непроданные симки оптом на черный рынок и к тому же получить бонус за выполнение плана.

«После продажи симки дилеры должны в 10-дневный срок передать договор, который заключен между оператором и абонентом, с паспортными данными последнего. Сегодня эта процедура представляет довольно хаотический процесс, — объясняет представитель Роскомнадзора. — Если симки уходят на черный рынок, то оператор получает кучу договоров, заключенных на одного человека. Такого человека может и не быть вовсе. Тогда персональные данные просто придумывают, а оператор, как правило, их не проверяет. Еще проще, если симки подключаются к корпоративному тарифу».

А дальше воротилы черного рынка распределяют сим-карты по точкам продаж на вокзалах или рынках, раскидывают предложения по форумам или специально созданным сайтам. Порой этот бизнес приобретает и вовсе причудливые формы. Например, коммерсант, близкий к руководству одной из екатеринбургских мечетей, наладил реализацию симок с корпоративным тарифом среди прихожан дома Аллаха и гостей уральской столицы.

Средняя цена сим-карты на черном рынке Екатеринбурга составляет 200 рублей. Законы капитализма работают и здесь: оптом дешевле. Встречаются спецпредложения с красивыми номерами или выгодными тарифами, которые легально не найти. Тут стоимость зависит от фантазии продавца и способности покупателя к торгу.