Gab.com (Gab.ai)

Как заработать миллион на соцсети для расистов и неонацистов. История основателя Gab.com (Gab.ai).

Когда молодой выпускник филфака Скрэнтонского университета Эндрю Торба три года назад приехал в Силиконовую Долину, он хотел добиться того же, чего и все остальные — создать успешный стартап, который, в отличие от тысяч других, выстрелит. Проблема у Торбы была только одна: приверженец консервативных, христианских взглядов, цитирующий Библию, не мог найти общий язык с жителями Долины ультра-либеральных и светских взглядов.

Чувствовавший себя изгоем, несогласный с политикой Фейсбука и Твиттера, блокирующих экстремистские и расистские посты, Торба создал платформу для людей таких же, как и он сам. Вскоре социальная сеть Gab, объединяющая расистов, националистов, сторонников теории превосходства белой расы и антисемитов, не только привлекла 800 тысяч пользователей, но и получила мировую известность: после расстрела в Синагоге в Питтсбурге. Расстрелявший 11 человек Роберт Бауэрс имел на Gab свой аккаунт, куда постил все, что он думал о евреях, а также, в последнее время, о караване эмигрантов из Латинской Америки, существование которого, по его убеждению, проплатил еврей Джордж Сорос, крупный донор Демократической партии.

Газета The Washington Post сделала репортаж об Эндрю Торбе. В переписке с изданием Торба рассказал, что он «лишился всяких иллюзий всего после года жизни и работы с топ-именами и компаниями в Долине».
«Это не хорошие люди. Многие из них ненавидят Америку и свободу. Это авторитарные культурные марксисты. Некоторые, со многими из которых я до сих пор дружу, прекрасные люди, которых я люблю, но подавляющее большинство — это самовлюбленные эгоисты, жаждущие власти и богатства», написал Торба в переписке с Вашингтон Пост.

В Силиконовой Долине Эндрю Торба, выросший в Пенсильвании в семье курьера почтовой службы, выделялся не только своими ультра-христианскими взглядами, но и поддержкой Дональда Трампа, которую он начал открыто выражать весной 2016 года, когда Трамп стал главной фигурой Республиканской партии на праймериз. В августе, после того как Трампа избрали кандидатом от партии, Торба основал Gab — компанию с менее чем десятью сотрудниками, в которой он стал гендиректором с 90% акций. В ноябре, в одном из постов в Фейсбуке, споря с коллегами из Долины по поводу Трампа, Торба написал, что «помог президенту занять офис».

Привлекая пользователей, Gab позиционировал себя как «свободное от цензуры» убежище для пользователей, которые стали жертвами «рака» политкорректности. Логотипом Gab была выбрана лягушка, повторяющая мем альт-правых — лягушку Пепе.

Проработавший в компании старшим менеджером Утсав Сандужа заявил в интервью Посту, что неонацисты и альт-правые массово пришли в соцсеть случайно. «Наша миссия была с самого начала благородной…и это не наша вина», сказал Сандужа.

Постить детскую порнографию на Gab, к примеру, нельзя, но картинку с ребенком в ермолке, держащим нож над головой и подписью «7 мест, куда можно пырнуть ножом еврейского младенца, не убив его» никто удалять не станет.

Одним из самых заметных пользователей соцсети в какой-то момент стал основатель неонацистского сайта Daily Stormer Эндрю Энглин. Вскоре Gab заполонили пользователи под псевдонимами, постящие антисемитские мемы, дезинформацию и ненавистические расистские призывы. Это привело к тому, что Google запретил приложение Gab в app store, сославшись на отсутствие в соцсети должной модерации. Gab подал на Google в суд. Позднее и Microsoft перестал предоставлять Gab услуги хостинга.

Несмотря на это, за два года число пользователей Gab выросло с 10 тысяч до 800 тысяч человек. Из документов, поданных компанией в марте 2018 в Комиссию по ценным бумагам США, следует, что Gab располагает свободными средствами в размере $600 тысяч, против $16 тысяч двумя годами ранее. Выручка соцсети составила $100 тысяч — в основном, благодаря подпискам.

За неделю до расстрела Синагоги в Питтсбурге Gab заявил, что привлек больше $1 млн долларов от пользователей в сентябре 2018 года.
А за несколько минут до расстрела Синагоги в Питтсбурге, вошедший в нее с винтовкой AR-15 и тремя пистолетами Роберт Бауэрс в своем аккаунте на Gab написал статус:
«Не могу больше сидеть и смотреть, как мой народ уничтожают. Плевать мне на то, что вы думаете по этому поводу. Я иду».

Эндрю Торба называет расстрел «чудовищной трагедией» и заявляет, что полностью сотрудничает со следствием.

Карина Орлова