Желтые Жилеты

Правительство пытается приписать насилие ультра-правым — член макроновской партии «Республика на марше» Флориан Башелье даже назвал манифестантов «коричневыми рубашками».

Однако, начальник полиции Мишель Дельпуеш, признав, что в погромах участвовали профессионалы, подтвердил мнение обозревателя ИА Красная Весна Елены Бернар, что тон задавали левацкие группировки.

Их активисты руководили строительством баррикад и поджогом машин. Когда полиция начала забрасывать баррикады гранатами со слезоточивым газом, они помогали простым манифестантам советами, призывали их «не паниковать» и «не бежать».

О присутствии леваков свидетельствуют многочисленные антикапиталистические лозунги, которые скандировала толпа, а также надписи на стенах, в том числе акроним ACAB (All Cops Are Bastards, «все полицейские — ублюдки»), регулярно используемые этим движением.

Со стороны ультраправых, две небольшие группы Action Française и Bastion Social, также заявили в соцсетях о своем присутствии на акции.

Профиль типичного «разрушителя», участвовавшего в столкновении с полицией на Елисейских полях, очень разнообразен, говорится в расследовании журналистов AFP, опубликованном 2 декабря на страницах Le Point.

После хаоса, заполнившего в субботу 1 декабря несколько кварталов французской столицы, министр внутренних дел Кристоф Кастанер осудил «стратегию беспорядков, управляемую профессионалами этого дела».

Однако, начальник полиции Мишель Дульпуэш сказал, что среди «разрушителей» было также «большое число обычных демонстрантов в желтых жилетах», которые под влиянием чувства «вседозволенности» и «увлеченные толпой» «приняли участие в необоснованном насилии».

Среди 378 задержанных полицией в ходе сражения с силами правопорядка отмечается значительное число «крупных мужчин» в возрасте от 30 до 40 лет, «часто из провинции, социально адаптированных», — свидетельствует прокурор Парижа Реми Хейц.

По наблюдениям журналистов AFP, сделанным в ходе бунта в кварталах столицы, эти люди приехали со всей Франции. Будучи не слишком политизированы, на этот раз они готовы к жестким актам протеста против текущей политики правительства, вплоть до непосредственного столкновения с полицией на баррикадах.

«Это насилие — законно, это ответ на молчание Макрона», — говорит Шанталь, 45 лет, которая приехала на манифестацию с мужем и двумя детьми из Лотарингии. «Каждый месяц у нас овердрафт в 500 евро. Мы не были в отпуске 3 года».

«Правые пришли протестовать и драться с полицией, леваки — громить и ломать, негры и арабы — грабить». Париж ждет новой волны протестов.

В столице Франции подсчитывают убытки после очередного раунда противостояния участников протестного движения и полицейских.

Жители французской столицы приходят в себя после очередной волны беспорядков в конце минувшей недели и гадают, повторятся ли они снова в следующую субботу. Тем временем коммунальные службы ликвидируют последствия противостояния полицейских и участников протестного движения «желтых жилетов» — горы битого стекла и булыжников, сожженные автомобили, многочисленные граффити на стенах исторических зданий.

Как признают в мэрии, в столице таких масштабных уличных беспорядков с мая 1968 года, когда по Парижу прокатилась студенческая революция с возведением баррикад и уличными боями. Нынешние убытки еще подсчитываются. По неполным подсчетам, сожжено более 100 автомобилей, уличные веранды кафе, разрушены автобусные остановки, разграблены аптеки, магазины сувениров и электронной техники.

«Что они сделали с моим городом? — сказала коренная парижанка Серафин, владелица небольшого цветочного магазина. — Погромщики показали, что для них нет ни исторических, ни культурных ценностей. Они бесчинствовали даже под сводами Триумфальной арки, у могилы Неизвестного солдата».

Арестованы 378 зачинщиков беспорядков. Каждый десятый задержанный — несовершеннолетний. «Правые пришли драться, леваки — ломать, негры — грабить», — заметил чиновник прокуратуры.

Среди задержанных правоохранительные органы выделяют несколько групп. Часть из них — рядовые «желтые жилеты», прибывшие в Париж из провинции. Всего у этого протестного движения 42 социально-экономических требования к властям. Главные из них — повышение размеров минимальной оплаты труда и уровня пенсий, а также немедленная отмена планируемого повышения налогов, прежде всего, на топливо.

Впрочем, по словам полицейских, основной движущей силой беспорядков были не рядовые манифестанты, а ультралевые и ультраправые радикальные элементы, проявившие особую активность в стычках с полицией. Наконец, в третью группу входят те, кто просто решил воспользоваться случаем для разграбления магазинов. «Я стыжусь содеянного погромщиками», — сказала участница движения «желтых жилетов» из Нормандии.

Движение в городе и в понедельник было нарушено. Так, десятки машин скорой помощи с включенными сиренами блокировали подъезды к Бурбонскому дворцу (резиденции палаты депутатов) и площади Согласия. Манифестанты отвергли реформу, которая наделила администрацию госпиталей правом пользоваться наиболее экономичными услугами перевозки больных.

Третья суббота, прошедшая под знаком беспорядков, показала неспособность властей обуздать уличных бойцов, ни политическими, ни административными методами. В окружении президента республики Эмманюэля Макрона, вернувшегося из Аргентины с саммита «двадцатки», признают, что «социально-экономические требования протестного движения «желтых жилетов» получают поддержку населения». «Это поддержка продиктована социальными ожиданиями», — заметил в разговоре с ТАСС один из сотрудников администрации.

Аналитики видят различия в позициях Елисейского и Матиньонского дворцов, где находятся апартаменты, соответственно, главы государства и премьера. В первом из них пока не отступают от ранее анонсированных налоговых реформ, во втором — раздумывают о шагах навстречу требованиям протестующих. Колеблется и оппозиция. Идея лидера оппозиционной правоцентристской партии «Республиканцы» Лорана Вокье провести референдум по налогам на топливо была отвергнута даже в партийной штаб-квартире.

«Кризис партиципаторной демократии («демократии участия») затрагивает все традиционные партии, — признался в беседе с корреспондентом ТАСС один из представителей оппозиционной Соцпартии. — Все понимают, что необходимо менять институты, но вопрос заключается в том, удастся ли это сделать в спокойной обстановке или же в ситуации социального взрыва».

Три недели спустя после начала фронды «Желтых жилетов», нетерпение охватило и ряды правящей партии. «Нам нужны новые методы, — считает депутат движения «Республика на марше» Матье Орфелен. — Необходимо предложить серьезные меры, чтобы наконец-то сдвинуть переговоры с мертвой точки». Премьер-министр Эдуар Филипп провел блиц-совещания с лидерами оппозиционных политических партий, чтобы выслушать их точку зрения на события.

Председатель ассоциации регионов Франции, лидер центристов Эрве Морен призвал главу государства собрать за столом переговоров делегатов «желтых жилетов», представителей патроната, депутатов территорий, чтобы обсудить возможные решения. Он потребовал немедленно ввести мораторий на увеличение цены на топливо, хотя, по его мнению, «этого недостаточно, поскольку люди вряд ли вернутся с улиц только после этой новости». «Необходимо обсудить меры по повышению покупательной способности в целом», — заметил он. Вместе с тем Морен считает преждевременными требования о роспуске Национального собрания: «Желтые жилеты» преданы Республике, это не революционеры», — полагает он.

Тем временем туристы аннулируют бронирование или сокращают пребывание во французских отелях. «В Париже драма, в регионах — катастрофа», — заявил в беседе с корреспондентом ТАСС представитель Союза профессионалов гостиничного сектора. Доля отказов в ряде случаев достигла уже 50%, и это в самый пик сезона, накануне Рождественских торжеств, которые традиционно собирают в столицу гостей со всего света. «Праздники серьезно омрачены, если только не испорчены вовсе», — прокомментировали ситуацию в профессиональном объединении отрасли.

Пойдет ли власть на компромисс, или французскую столицу ждет четвертый акт уличной драмы — все зависит от того, успеют ли власти по итогам марафона министерских слушаний в Национальном собрании и в Сенате к концу рабочей недели сделать движению «желтых жилетов» предложения, отвечающие их ожиданиям.