Экстремизм не пройдет!

Психушка для гражданина СССР. ФСБ и суд отправили уральца в СИЗО. В Бутырке ему сломали ребра и грудину.

Уралец Андрей Злоказов был членом незарегистрированной организации «Свердловская область РСФСР в составе СССР», считая, что СССР незаконно перестал существовать. Злоказов называл себя «Полномочным представителем Президента СССР на территории Свердловской области РСФСР», «Командующим вооруженными силами на территории Свердловской области», «Главой КГБ на территории Свердловской области РСФСР» и т. д. ФСБ обвинила Злоказова в экстремизме и арестовала его после почтовой рассылки в войсковые части Министерства обороны РФ и Росгвардии «Приказа командующего вооруженными силами Свердловской области для командующего и начальствующего состава всех войсковых подразделений на территории Свердловской области». По мнению следователей, именно Андрей Злоказов написал и отправил этот приказ. Следователи утверждают, что в приказе Злоказова содержались «призывы к организации отрядов самообороны от властей РФ, иных воинских формирований с целью изменения методами вооруженной борьбы конституционного порядка РФ и восстановлению конституционного порядка СССР». Андрея Злоказова задержали в апреле 2018 года и поместили в СИЗО-1 Екатеринбурга.

Не буду углубляться в уголовное дело Злоказова. Сейчас вопрос не в том, что именно проповедовал Злоказов и что он совершил или не совершил криминального. Речь идет о применении в отношении Злоказова насильственных действий в учреждениях ФСИН.

В начале осени прошлого года следователь УФСБ РФ по Центральному военному округу Никита Карпов направил Андрея Злоказова на судебно-психиатрическую экспертизу в Институт Сербского в Москву. По завершении обследования 28 сентября 2018 года Злоказова переводят в психиатрическую больницу Бутырки (СИЗО-2 Москвы). И здесь ФСИН нарушила закон: Злоказова вне зависимости от результатов экспертизы (тем более что, по данным ОНК Свердловской области, экспертиза признала Злоказова здоровым) должны были поместить в обычную камеру СИЗО, а не в психбольницу. Решение о направление в психиатрическую больницу может принять только суд.

Как утверждал в своем письме в редакцию Злоказов, в психиатрическом отделении Бутырки его продержали несколько часов в узком помещении — «стакане», затем привели на 2-й этаж, где один из тюремщиков дал Злоказову на подпись два заполненных бланка. Первый — о добровольном помещении в психиатрическое отделение, второй — на добровольное согласие применения в отношении него мер психиатрического лечения. Злоказов отказался подписывать бумаги, мотивируя это тем, подобные вопросы должны решаться исключительно судебным решением Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга, где рассматривается его дело по существу. И здесь Злоказов был абсолютно прав. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» требует от врачей получения от пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (статья 11 указанного Закона).

Далее, как утверждает Злоказов, минут через пятнадцать в камеру вошли двое мужчин крепкого телосложения вместе с сотрудником ФСИН и повели его в душевую кабину на том же этаже. «Один из этих мужчин представился Азаматом, заявив, что он в этом психиатрическом стационаре является смотрящим, — писал в своем письме в редакцию Злоказов, — а мой отказ в подписании бланков может навредить «общим интересам нашего дома». Я не соглашался, тогда этот смотрящий, — продолжал рассказ Злоказов, — и иже с ним другой с задатками палача стали меня истязать, бить кулаками и ногами, преимущественно по жизненно важным органам, изредка задавая вопрос: «Готов подписать, что от тебя требуют?». Злоказов пишет, что «истошно кричал» и просил прекратить избиения.

«Периодично, — продолжал вспоминать Злоказов, — дверь душевой открывали представители власти — ФСИН РФ и цинично уверяли, что меня попросту в этой душевой убьют, по факту моей смерти даже не будет никакой проверки, что они никуда не торопятся, поскольку ночь их дежурства длинная, и что не только мое здоровье, но и моя жизнь зависит от времени подписания мною названных бланков».

Примерно через три часа избиений, по словам Злоказова, его из душевой вынесли в коридор, положили на пол, где медперсонал в присутствии тюремщиков и избивавших его заключенных, смазали ему раны зеленкой и сделали какой-то укол. Согласно статье 5 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Злоказова должны были проинформировать, что за лекарство ему вводят, однако этого сделано не было. Затем Злоказова затащили в какую-то камеру на том же этаже. Тюремщики вновь дали ему бланки согласий на лечение, сказали, где надо поставить подпись, и закрыли камеру.

Азамат приказал одному из заключенных сделать громче телевизор и затем потащил Злоказова в туалет, где его опять стали избивать, но уже с применением ножа и полотенца. «Меня били обратной стороной ножа по голове, фалангам пальцев рук, коленям и, накинув полотенце на шею, душили, пока я не потерял сознание. Когда приходил в себя, избиения продолжались. Длилось это не менее трех часов. Били меня все те же двое, что избивали меня в душе. В очередной раз я очнулся от того, что меня волокли в душевую, где избивали ранее. Там меня раздели догола и смыли следы крови. Потом медработники опять обработали мои раны зеленкой. Затем тюремщики отволокли меня на четвертый этаж и бросили в какую-ту камеру на холодный пол».

На следующее утро новая смена тюремщиков вызвала скорую. Злоказов был срочно госпитализирован в реанимационное отделение Боткинской больницы, где у него зафиксировали переломы девяти ребер справа, перелом тела грудины, переломы пяти отростков позвонков, пневмоторакс правого легкого (скопление воздуха в плевральной области из-за травмы грудной клетки). Было проведено дренирование, после которого легкое расправилось. Все указанные повреждения отражены в медицинской выписке Злоказова.

Вскоре Злоказов был этапирован в СИЗО-1 Екатеринбурга. Затем в ноябре 2018 года его поместили в стационар «Исеть» Свердловской клинической психиатрической больницы, а потом на 28 дней в судебно-психиатрическое экспертное отделение № 10 для лиц, содержащихся под стражей этой же больницы. К тому времени у Злоказова закончился срок ареста и он вышел на свободу.

26 апреля 2019 года Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга вынес постановление о применении мер медицинского характера в отношении Андрея Злоказова. Его задержали в здании суда и тут же поместили в психиатрическое отделение СИЗО-1 Екатеринбурга, даже не дожидаясь вступления решения суда в законную силу. Злоказов обжаловал решение суда в областном суде.