Косово

После недавнего витка эскалации напряженности в крае Косово корреспонденты Федерального агентства новостей приехали сначала в Сербию, а затем в столицу региона — город Косовская Митровица, чтобы из первых уст узнать, как живут сербы в агрессивном албанском окружении. В столице края мы поговорили со многими лидерами общественного мнения, в том числе с главой местного «Союза охотников» Илией Элесовичем. По его словам, члены этой организации могут стать основной «ударной силой» сербов в случае критического обострения ситуации в Косово.

28 мая в столице Косово Митровице раздался сигнал тревоги. Этот город, ранее называвшийся Косовская Митровица, теперь разделен на два — Северную Митровицу, где в основном проживают сербы, и Южную Митровицу, где живут албанцы. В этот день перестрелки длились несколько часов, а Сербия в итоге привела свою армию на границе с Косово в полную боеготовность. Вскоре президент Республики Косово Хашим Тачи заявил о «проведении полицейской спецоперации в рамках борьбы с организованной преступностью». В результате несанкционированного рейда были задержаны 23 человека, в том числе семь сербских полицейских и гражданин РФ Михаил Краснощеков, сотрудник Миссии ООН в Косово. Россиянин был избит албанскими полицейскими и получил многочисленные травмы.

Вскоре Краснощеков был освобожден и вывезен в Сербию, где его госпитализировали в Военно-медицинскую академию Белграда. По итогам инцидента глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «обострение ситуации в регионе — следствие попустительства со стороны ЕС и НАТО, имеющих своих военных на территории края». В таком контексте и проходила беседа корреспондентов ФАН с одним из видных жителей Косово Илией Элесовичем.

Напомним, напряжение на границе с краем сохраняется до сих пор, а сами сербы «держат порох сухим». У многих жителей Косовской Митровицы дома хранится одна, а то и несколько единиц огнестрельного оружия. Местные сербы прекрасно понимают, что в случае вспышки агрессии со стороны албанцев никто их не защитит от погромов (в том числе Белград). Местные охотники — одни из первых, кто при малейшем намеке на вооруженный конфликт готовы взять в руки винтовки и ружья, чтобы встать на защиту своих сограждан.

— Вскоре наш «Союз охотников Косово и Метохии» отметит 130 лет со дня своего образования, у нас внепартийная организация, и мы одни из немногих, кто до сих пор не интегрировался в косовские институции. Вообще-то, цель нашего союза — защищать исчезающие виды животных, которые занесены в Красную книгу. То есть мы — не политическая структура, но мы любим свою страну и свой народ. Естественно, мы намерены остаться жить в своей стране, ведь Косово и Метохия — колыбель сербской государственности. И поэтому у нас многие особенно остро воспринимают вопрос об «окончательном разграничении Косово», который сегодня поднимают и на Западе, и в Белграде. Мы намерены продолжать жить здесь, потому что так было всегда.

Мы полностью разделяем мнение Сербской церкви о том, что Косово и Метохия ни в коем случае не должны быть разделены. Например, все мои предки родились на территории Косово. А если, не дай бог, произойдет разделение Косово между нами и албанцами, то все наши культурные ценности могут остаться на территории так называемой «Республики Косово». Мы уверены, что в этом случае все международные организации, включая UNMIC и KFOR, уйдут с территории Косово. Как следствие, здесь будут установлены законы шариата, жесткие мусульманские законы. И что тогда будет с памятниками православной культуры, многим из которых много веков, никто с определенностью не скажет.

Более того, после «разграничения» здесь начнется насильственная исламизация сербов, которые останутся жить на территориях, которые отойдут албанцам. На мой взгляд, целостности Косово и Метохии можно достичь только с помощью России, приведя в жизнь резолюцию №1244 Совета безопасности ООН. Только строгое исполнение параметров этого документа сможет оставить целостным Косово и Метохию в составе Сербии.

— Сколько членов сегодня состоит в вашем обществе, то есть, грубо говоря, сколько у вас «штыков»? Готовы ли они в случае обострения конфликта выступить «вторым фронтом» против албанцев?

— Все члены нашего «Союза охотников» — сербы по национальности, и нас здесь несколько тысяч. И, конечно, каждый серб будет защищать свою Родину до тех пор, пока это будет возможно. Напомню, Косово и Метохия — «колыбель» для всех сербов, и, несмотря на то, в какой стране живут (за границей, в Сербии или в республиках бывшей Югославии), все они будут защищать этот регион до последнего. Поэтому нам больно слышать, когда кто-то на Западе или в Белграде говорит об «окончательном разделении» Косово.

— Недавно албанское руководство заявило о своих претензиях на Прешевскую долину. Как это восприняли здесь, в местном сообществе? Согласны ли вы, что албанцы ориентированы на продолжение экспансии вглубь Сербии?

— Конечно, албанцы хотят избавиться от нас, сербов, не только здесь, но и в других районах Сербии. Они нагло пользуются поддержкой Америки, Англии и Германии. И поэтому чувствуют себя уверенными и сильными, а их территориальным претензиям, если их не остановить, не будет предела. Например, из города Джаковица в Косово ушли все сербы, но долгое время там оставались три сербские бабушки, и они держались до последнего. Но албанцы их терроризировали, создали для женщин невыносимые условия, и в итоге они тоже были вынуждены уйти из города.

Это говорит о том, что они не успокоятся до тех пор, пока последний серб не покинет территорию, которую они считают своей. Албанцы на территориях, которые они сейчас захватили, уничтожают сербские церкви и монастыри, даже сербские кладбища ровняют с землей при помощи тяжелой техники. Они убирают любой сербский след на этой земле и не остановятся, пока не исполнят своих намерений.

А сербы очень много своей крови пролили в Косово и Метохии, это наша земля. Албанцы хотели бы, чтобы сербы приезжали сюда только раз в год: помянуть своих предков, зажечь свечи, если сами сербы еще помнят, где находились могилы их предков. Ведь во многих городах сербские кладбища просто сровняли с землей, и там даже свечку теперь зажечь негде.

Например, в Скупщине города Вучитрн, который сейчас находится под властью албанцев, приняли решение разместить на территории Сербской православной церкви и кладбища… рынок домашних животных — коров, коз и т. д., чтобы «территория не пустовала». И только реакция международного сообщества не позволила им это сделать. Но это решение албанских властей может быть исполнено в любой момент.