Суд Линча

После массового расстрела в Эль-Пасо в США заговорили о новом виде «суда Линча». Все больше американцев — латиноамериканцев, чернокожих, мусульман, евреев, всех, кого не считают достаточно белыми — теперь испытывают тот же страх, что и сто лет назад, говорит жительница Эль-Пасо. В статье рассказывается о том, что общего есть у этих двух эпох.

CNN (США): массовый расстрел в Эль-Пасо и другие недавние массовые убийства в США — это современный «суд Линча».

Недавно Кэрол Андерсон (Carol Anderson) просматривала «Твиттер» и она увидела кое-то, что вызвало страшные воспоминания.

Кто-то спрашивал женщин-латиноамериканок, изменили ли они что-либо в своем поведении на людях после ареста белого человека, который предположительно «охотился» на мексиканцев и расстрелял в универмаге «Волмарт» (Walmart) в Эль-Пасо 22 человек. Одна женщина ответила, что выходя из дома в одиночку, больше не говорит по-испански, проверяет выходы из магазинов и в окружении белых теперь чувствует себя нежелательной личностью.

«Эта ненависть ощущается подобно комку в животе и веревке на шее», — написала она.

Для Андерсон намек на линчевание был не просто метафорой. Это было кое-то личное. У нее был дядя, которого чуть ли не линчевали в начале XX века за то, что он «стал на пути» белого человека в магазине Оклахомы. К тому же, она — историк и написала об эпохе линчевания в своей книге «Белая ярость» («White Rage″).

По ее словам, белые, которые сегодня нагнетают всплеск насилия со стороны расистов, сторонников превосходства белой расы в таких городах, как Эль-Пасо, посылают цветным американцам тот же сигнал, что и их единомышленники в эпоху линчевания: куда бы вы ни пошли вы никогда не будете в безопасности.

«Эпоха линчевания отличалась непредсказуемостью — опасно было везде», — говорит Кэрол Андерсон, профессор-афроамериканист Университета Эмори в Атланте.

«Цветным всегда жилось нелегко. Надо все время присматриваться, быть внимательным. Задумываться. Можно ли туда пойти? Можно идти по улице или в магазин, или просто сидеть на крыльце — убить могут где угодно».

Слово «линчевание» вызывает образы ушедшей эпохи: нелепый вид чернокожих, висящих на деревьях, белые южане, гордо позирующие на обугленных телах, Билли Холидей (Billie Holiday), поющая «Странный плод» (песню о линчевании чернокожего — прим. перев.).

Но Андерсон и другие предупреждают, что в Америке вновь разжигаются многие из тех настроений, которые породили эпоху линчевания. Один комментатор даже назвал стрельбу в Эль-Пасо «массовым линчеванием, совершенным одним человеком».

В результате, говорит Андерсон, все больше американцев — латиноамериканцев, чернокожих, мусульман, евреев, всех, кого не считают достаточно белыми — теперь испытывают тот же страх, они, так же как и их родственники во время линчевания, боятся, что их убьют в общественном месте.

«Это донимает. Это нелепо и дико. Это просто смешно. Это выводит из себя, бесит, — говорит она.

Что общего между сторонниками господства белых эпохи линчевания (длившейся примерно с конца XIX века до 1960-х годов) и современными белыми расистами:

Действия и тех и других вызваны одним и тем же страхом

Существует мнение, что толпами линчевателей руководило бездумное стремление к совершению насилия. Но в первую очередь ими двигал страх.

Белые расисты боялись потерять свое господство, боялись, что чернокожие вытеснят их и займут высокие должности во всех южных штатах.

«Это оружие устрашения, с помощью которого вы даете понять людям, на которых вы нападаете, что они не принадлежат к числу представителей основной, господствующей части нашего общества, и мы хотим, чтобы они держались подальше», — говорит Гибсон Страуп (Gibson Stroupe), один из авторов книги «Страстный борец за справедливость: Ида Уэллс как предсказатель нашего времени» («Passionate for Justice: Ida B. Wells as Prophet for Our Time″), биографии самого известного активиста движения против с линчевания.

«У вас не должно быть политических прав, вы не должны предъявлять требования к белым людям и иметь равных с ними прав в судах».

Среди того, что вызывало самый сильный страх в эпоху линчевания, были сексуальные отношения. Белые были охвачены паранойей, они боялись, что чернокожие мужчины будут делать с белыми женщинами то, что белые мужчины делали с чернокожими женщинами на протяжении многих лет. Сторонники превосходства белой расы были одержимы страхом и боялись, что их вытеснят на биологическом уровне, и были зациклены на том, что чернокожие мужчины будут насиловать белых женщин и создавать «полукровок, нечистокровную расу».

Современные расисты также высказывают опасения по поводу вытеснения белых чернокожими.

Сторонники превосходства белых, участвовавшие в марше в Шарлоттсвилле в 2017 году, скандировали: «Вы не замените нас» и «Евреи не заменят нас». Человек из Техаса, подозреваемый в стрельбе в Эль-Пасо, опубликовал в интернете документ, в котором пишет что «защищает свою страну от культурной и этнической подмены».

Консервативного ведущего ток-шоу Раша Лимбо (Rush Limbaugh) недавно подвергли критике за высказывание, согласно которому иммигранты из стран Центральной Америки «размоют и в конечном итоге выхолостят или уничтожат» то, что характерно для американской культуры.

И белых расистов эпохи линчевания фактически начали вытеснять на политическом уровне — во всяком случае, ненадолго.

В период головокружительных реформ, называемый «Реконструкцией», положение на Юге США после Гражданской войны ненадолго изменилось. Только что освобожденным рабам были предоставлены права, и они получили возможность голосовать, владеть имуществом и избираться на должности, когда-то предназначались для белых. В конце XIX века в Сенат были избраны два афроамериканца, и более 600 чернокожих американцев получили должности в законодательных органах штатов и работали судьями и шерифами.

Стихийный расовый террор был одним из способов захвата власти белыми расистами.

Как говорится в докладе некоммерческой организации «Инициатива равного правосудия» (Equal Justice Initiative), усилиями которой недавно был открыт национальный мемориал Мира и справедливости в память о жертвах дискриминации и линчевания, белые расисты часто преследовали людей, которые были политическими лидерами в сообществе. Речь идет о министрах, профсоюзных лидерах и богатых людях, которые могли бы стать примером для других и тем самым заставить их требовать своих гражданских и экономических прав.

Как написано в одной статье об эпохе «законов Джима Кроу» (Jim Crow laws), «каждый случай линчевания был сигналом в адрес чернокожих: не регистрируйтесь для участия в голосовании. Не претендуйте на должность, предназначенную для белого человека».

Это была расовая политика, поводившаяся другими средствами — как сегодня, говорит Андерсон.

По словам Андерсон, когда избранные лидеры создают различные препятствия для избирателей, участвуют в махинациях в интересах какой-то партии или закрывают профсоюзы, они делают то же самое, что делали сторонники превосходства белой расы в эпоху линчевания, то есть, пытаются сделать так, чтобы цветные оставались в зависимом положении.

«В большинстве случаев линчевание совершалось по отношению к чернокожим, которые не знали „своего места″, — говорит Андерсон. — Они не сходили с тротуара, когда к ним приближался белый человек. Они смотрели прямо на белого человека, а не себе под ноги. Они не проявляли должного почтения. Знать свое „место″ было крайне важно».