Чебурнет, Рунет, интернет РФ

В России вступил в силу закон о «суверенном запутинском Рунете».

С 1 ноября вступил в силу так называемый закон «о суверенном Рунете». Но на сетях связи пока не установили специальное оборудование. В правительстве говорят, что условием его подключения будет сохранение качества связи.

1 ноября вступила в силу большая часть поправок в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», получивших неофициальное название закон о «суверенном Рунете». Документ должен защитить российский интернет в случае возникновения угроз извне. Его авторы — сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой.

Согласно данным национальной программы «Цифровая экономика», расходы на реализацию закона должны составить более 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд руб. должно пойти на закупку оборудования.

Что предписывает закон

Все операторы связи в стране должны установить на свои сети специальное оборудование, предоставленное Роскомнадзором;

В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета ведомство сможет управлять маршрутизацией трафика через это оборудование;

Указанное оборудование также будет фильтровать трафик, ограничивая доступ пользователей к запрещенным на территории России ресурсам;

Должен быть создан реестр точек обмена трафиком, вводятся ограничения на подключение сетей связи к таким точкам;

Владельцы сетей связи, интернет-компании и другие игроки рынка должны принимать участие в учениях, которые будут проводить раз в год;

К 1 января 2021 года должна быть создана национальная система доменных имен, которая будет дублировать список доменных имен и номеров автономных систем, делегированных российским пользователям.
Заработает ли закон.

Правительство должно было утвердить нормативно-правовые акты, которые уточняли бы многие положения закона. Например, список угроз, при которых управление сетью должно переходить Роскомнадзору, перечень оборудования, которое должно использоваться, и др. Согласно графику, утвержденному вице-премьером Максимом Акимовым в мае, к 1 августа должны были быть разработаны и приняты 29 актов. Затем государство должно было закупить оборудование и установить его на сети операторов.

По словам источника РБК в правительстве, некоторые подзаконные акты уже приняты, многие находятся на регистрации в Минюсте, а остальные — «в высокой степени готовности». В частности, правительство утвердило постановление о правилах взаимодействия владельцев технологических сетей связи с органами госбезопасности.

Однако на сетях операторов пока не установлено оборудование, предназначенное для централизованного управления трафиком и его фильтрации (Deep Packet Inspection; DPI). Пока оно проходит тестирование. Лабораторные испытания различных систем фильтрации трафика начались еще в августе 2018 года на сети «Ростелекома». По результатам этих тестов одним из лучших было признано оборудование от компании «РДП.РУ», которое в дальнейшем Роскомнадзор предложил протестировать МТС, «МегаФону» и «ВымпелКому» (бренд «Билайн»).

В конце сентября глава Роскомнадзора Александр Жаров впервые официально подтвердил факт тестирования оборудования для фильтрации трафика в рамках закона «о сувереном Рунете». Источники РБК сообщали, что оборудование от компании «РДП.РУ» установлено на сетях крупнейших операторов Уральского федерального округа: «Ростелекома», МТС, «МегаФона», «ВымпелКома», «ЭР-Телеком Холдинга» и «Екатеринбург-2000» (бренд «Мотив»). Причем собеседники РБК говорили, что завершить тестирование планируется к концу года, после чего будет принято решение о развертывании системы в других регионах. «После сдачи пилота будут оценивать, насколько «токсичным» он был для пользователей, то есть влиял ли на сервис, а также было ли заблокировано все из реестра запрещенных сайтов Роскомнадзора и не заблокировали ли что-то лишнее», — утверждал один из участников пилота на Урале.

Собеседник РБК в правительстве говорит, что после 1 ноября качество связи не должно ухудшиться. «Ключевое условие для использования специального оборудования — это недопущение негативного влияния для конечного пользователя. Без выполнения этих требований идея установки DPI теряет свою актуальность, и никто сознательно на такие риски не пойдет», — уверен он.

Мы видим примеры такого контроля в Саудовской Аравии, Турции и Китае. Но у России могут возникнуть трудности с воссозданием собственного аналога Великого китайского файрволла, отчасти потому, что в отличие от этих стран – российский интернет, с момента своего зарождения, был открыт для доступа извне, считает Алекс Хенторн-Иван, вице-президент по маркетингу продуктов для компании по мониторингу сети ThousandEyes, слова которого приводит издание PCMAG.

Китай с самого начала строил свой интернет изолированным, поскольку в 1996 году Коммунистическая партия приняла закон (через два года после появления интернета), что все поставщики услуг должны получать лицензию от правительства, и что весь интернет-трафик будет проходить через государственные телекоммуникационные компании. С тех пор он вложил огромные деньги в усилия по изоляции своего интернет, и, при этом, он все еще не полностью герметичен.

Россия, как уже сообщалось, потратила около 20 миллиардов рублей на свой «суверенный» интернет. Но хотя в последние годы власти уже пытались ограничивать доступ к определенным услугам – от VPN до Телеграм (без особого успеха), по мнению экспертов – маловероятно, что государству, как бы оно к этому не стремилось, после 1 ноября удастся навязать своим гражданам тот уровень контроля, который Китай достиг с помощью своего Великого китайского файрволла.

«Одним из основных преимуществ интернета является [его] механизм трансграничной торговли, и Россия не сможет повторить каждый отдельный сервис, предоставляемую зарубежными компаниями», – говорит Хенторн-Иван. К примеру тот же Китай, в отличие от России, создал мощную экосистему электронной коммерции и мобильных приложений, однако и он не может полностью отказаться от связи с западом . «Если даже Китай позволяет западным компаниям использовать инструменты SAAS (программное обеспечение как услуга), это говорит о том, что это не под силу даже Китаю», – подчеркнул эксперт.

Да и подумайте только. Например, в случае гипотетического перехода на суверенный интернет – в России в одночасье перестанут работать все мобильные телефоны на базе операционных систем IOS и Android, то есть, вообще, все мобильные телефоны. И подобных примеров – множество: например огромное количество медицинского и научного оборудования.

Кроме того, заявления о том, что «суверенный Рунет» необходим с точки зрения кибербезопасности, также предназначены для того, чтобы ввести людей в заблуждение.

Издание PCMAG пишет: «если киберпреступники или враждебные государства хотят проникнуть в компьютерную сеть и осуществить атаку им не потребуется широкополосный доступ. Все что вам понадобится – это подойти к российской границе с сотовым телефоном, чтобы войти во внутренний интернет страны. Не говоря уже о том, что, когда вам понадобится начать кибервойну, у вас всегда будут нужные люди уже внутри страны.»

Тем не менее, несмотря на небольшую вероятность того, что Россия действительно сможет закрыть двери для внешних подключений к Интернету, предлагаемая политика свидетельствует об усилении тенденции по созданию «сплинтернет».

Термин был впервые использован в 2001 году для описания «параллельных интернетов», или нескольких частных сетей, которые существуют для того, чтобы избежать жестких и меняющихся межгосударственных правил. Однако сегодня более правильно будет описывать этот феномен, как отдельные сети, управляемые этими самыми государствами.

Степень регулирующего контроля правительств в Интернете представляет собой скользящую шкалу, основанную на политической идеологии. Для некоторых это означает полностью отключенный интернет (или, по крайней мере, попытки в этом направлении), в то время как другие сосредотачиваются на том, как данные могут или не могут перемещаться между странами, – подчеркивается в публикации.

Кроме того, несмотря на то, что властям едва-ли удастся создать «Великий российский файрволл», который будет хотя сравним с китайским по охвату, есть еще один аспект, почему государство заинтересовано в его создании – коррупция. Не факт, что получится, но вот нужные люди всегда освоить энное количество миллиардов.

Тем не менее – простым россиянам стоит уже сейчас позаботиться о том, как обезопасить себя от поползновений коррумпированного и авторитарного государства, стремящегося контролировать вся и всё – тем более что средств, для преодоления блокировок, способных работать даже в Китае в свободном доступе более чем достаточно.