«Джентльмены» Гая Ричи – худшее, что мы видели за последние пару лет, а мы видели второй «Зомбиленд» и последние «Звёздные войны», пишут толерантные многонационалы-обзорщики из россиянских СМИ.

СПОЙЛЕРЫ!!!

Я думал, сейчас так уже не снимают. Старая школа. Большой буллшит-бинго, собранный из множества маленьких буллшит-бинго. Влажные мечты белых мальчиков всех возрастов, интеллектуально и эмоционально не развивавшихся с 90-х.

Крутой белый чувак нагибает безумных неприятных азиатов: одному отстреливает яйца (пусть и в фантазии, но такой, что ясно – легко мог бы, просто слишком благороден для этого), другого заставляет блевать струёй.

Крутой белый чувак нагибает жадного еврея, причём с отсылкой к знаменитому антисемитскому эпизоду в «Венецианском купце» (заставляет его вырезать у себя фунт мяса).

Другой крутой белый чувак нагибает банду в основном не-белых отморозков и стереотипного скользкого гея, который мечтает забраться к нему в трусы.

Третий крутой белый чувак затирает тупому чернокожему за расизм, чётко и по полочкам разъясняя, почему на «чёрного урода» (в оригинале ещё характернее, с неожиданным сексистским налётом – black cunt) не стоит обижаться. Зрители в зале хохотали буквально над каждым словом. «Чёрный урод (ха-ха-ха) – это не расизм (ха-ха-ха), ведь ты чёрный (ХА-ХА-ХА) и ты урод (в зале ИСТЕРИКА, переходящая в овации)». Шутка года. Никогда такой не слышал. Если не считать тех двухсот тысяч раз с третьего класса и по сей день.

Юмор в фильме – отдельная тема для разговора. Для Ричи каждое проявление инаковости – уже гэг, смешной сам по себе, без дополнительных вводных. Мужик предлагает переспать мужику – гэг. Кривляющийся китаец – гэг. Тупой чёрный – гэг. Китайское имя Phuc – гэг. Надписи на экране, повторяющие только что сказанные слова типа «какая-то тварь», – разрывной комбо-гэг. Иногда, правда, он делает ещё один шаг в юморе и шутит по первой ассоциации: цыган – гадание, еврей – Моссад, китаец – рис, Восток — притчи. Очень увлекательно, с каждой репликой узнаёшь что-то новое о мире.

В фильме есть пара действительно забавных моментов, например, с появлением всё новых и новых охранников из подсобки, но и они тянут максимум на усмешку. Всё остальное время это камедиклабовская феерия, где вишенкой на торте становится протяжённый скетч с единственной долго смакуемой шуткой о сексуальном насилии над мужчиной и свиньёй. Видно, с какой любовью, с каким искренним удовольствием ставил этот эпизод Гай Ричи, как тянул его до последнего, с каким трудом сумел его отпустить. Шутки о сексуальном насилии всегда такииие смешные. Наверное, потому что их так мало в кинематографе. С таким материалом Масляков просто обязан добрать «Джентльменов» в полуфинал Высшей лиги, тем более что они уже были чемпионами в 87-м.

На этом фоне даже как-то неприлично говорить о наркофобии (фактически единственные НЕкрутые белые гетеросексуалы — это наркоманы, показанные в фильме как нечто среднее между раздавленным тараканом и грязью из-под ногтей, а главные герои втирают морализаторские проповеди о смертельной опасности порошков, отхлёбывая пиво и виски, от которых в Британии в год умирает в три раза больше людей, чем от наркотиков) или о жалкой попытке показать «сильную женщину», которую от изнасилования ходячим стереотипом о китайцах всё равно спасает только крутой белый чувак.

Ах да, у фильма есть удивительное, почти волшебное свойство: даже если каким-то образом отвлечься от его расистско-антисемитско-гомофобной составляющей (поверьте, Ричи не позволит вам этого сделать), он всё равно остаётся абсолютным говном. Все персонажи даны буквально одним штрихом, у каждого ровно одна отличительная черта, а в остальном полное отсутствие личности, внутреннего конфликта и вообще чего-либо, чему можно хотя бы отдалённо сопереживать. Макконахи тут номинально главный герой, но даже о нём сказать просто нечего: он, как и все остальные, пустая болванка для демонстрации крутой белой маскулинности.

А история, хоть и выглядит сложной и закрученной, на самом деле бессмысленная и смехотворная: нам как великий сюрприз подают, что один из китайских боссов убил другого, хотя это было очевидно, или что герой Макконахи остался жив, хотя в этом никто не сомневался. Прожжённый папарацци шантажирует крупного мафиози, по каким-то неведомым причинам считая, что тот не сможет ничего сделать с редактором его газеты. Ученики Тренера, которые только что спокойно выполняли поручения мафиозного босса, расплачиваясь за ошибку, вдруг без всякого повода решают его убить и нечаянно спасают, оказываясь богами из машины (буквально – из автомобиля). Сюжет построен на натяжках и дешёвых просчитываемых твистах, но за постоянным выбалтыванием экспозиции это действительно непросто заметить.

В целом же это искренняя, идущая от сердца ода токсичной маскулинности, со всеми её душными фразочками типа «я царь зверей и ты моя царица», турнирами по измерению членов и неизменными нагибаниями всех не укладывающихся в очень ограниченное представление 50-летнего белого режиссёра о прекрасном. Кажется, съёмки «Алладина» так подорвали Гаю Ричи внутреннюю картину мира, что ему срочно нужно было компенсировать их чем-то максимально консервативным. Уверен, в России это будет хит.

Фарид Бектемиров