Кто распространяет в России манифест белого повстанца? — спрашивают левацкие журналисты.

Брентон Таррант, в 2019 году расстрелявший 51 исламиста в мечетях новозеландского города Крайстчерч, за несколько лет до этого путешествовал по России как обычный турист. Но вскоре в страну проникли его идеи: Би-би-си нашла в сети три русскоязычных версии антиисламского манифеста Тарранта, спровоцировавшего не одно похожее нападение. Кто их распространяет?

«Политический террор — единственное, что они понимают», — подобные призывы к незаконным действиям можно было прочитать на стикерах, появившихся на севере Москвы в июне 2020 года. Далее следовал экстремистский лозунг — Би-би-си не может привести его по российскому закону — свастика и приглашение вступать в российскую ячейку международного фашистского движения Atomwaffen Division.

Пять стикеров, развешанных на автобусных остановках, судя по всему, — первая акция этого движения в России. Отчет о ней в одном из телеграм-каналов посмотрели 170 человек.

Atomwaffen Division появилось в США в 2015 году, участники исповедовали «эзотерический гитлеризм» и собирались устроить в этой стране ядерный взрыв (как вариант — взорвать атомную станцию). У одного из лидеров, 21-летнего Брендона Рассела, во время обыска в 2017 году нашли взрывчатку и два радиоактивных изотопа.

Власти США разгромили Atomwaffen Division, арестовав 17 активистов. На счету «атомных» нацистов — пять убийств, двое из жертв сами были участниками движения. Ячейки также действовали в Канаде, Британии, Литве, Латвии, Эстонии, Украине и Германии. В мае 2020 года газета Washington Post сообщила об открытии российского отделения Atomwaffen Division.

На днях у отделения появился свой сайт — отчет с первой акции, манифесты убийц, переведенная на русский язык программа Atomwaffen Division и масса агитационного материала с использованием оригинальных шаблонов американских собратьев, — но в целом все это выглядит сыровато. Покопавшись в коде, Би-би-си обнаружила профили трёх человек, зарегистрировавшихся на сайте за неполную неделю.

Одного зовут «Алекс Макаров» — слишком распространенное имя, чтобы делать выводы о его личности.

Второй, судя по соцсетям, — американец из Индианы, публичный сторонник антиправительственного движения «Бугалу бойз», не имеющего четкой структуры и идеологии. Би-би-си не до конца уверена, что он сам загрузил анкету на сайт, поэтому не называет его имя. На отправленные ему вопросы молодой человек не ответил.

Имя третьей — москвички Елизаветы — содержится в свойствах файла русскоязычной программы Atomwaffen Division, но в соцсетях она представляется как Эли Бергманн.

30-летняя сотрудница IT-отдела компании, занимающейся авиационной безопасностью, в свободное время пишет стихи и рассказы на русском и английском языках. В одном из них — «Биполярность» — героиня рассказывает о близких отношениях с сотрудником ФСБ, основанных на совместной стрельбе по тарелочкам.

В другом её рассказе Гарри Поттер встречается с говорящей змеей.

Елизавета согласилась на переписку с Би-би-си с условием, что ответы будут представлены как ее личное мнение, а не движения в целом. Она признала, что состоит в российской ячейке Atomwaffen Division и перевела его программу на русский.

В обычной жизни Елизавета не пропагандирует свои взгляды, но у ее жизни есть и вторая сторона. «Мои взгляды не найдут широкой поддержки. По большей части, связь с единомышленниками происходит онлайн».

Сколько у нее соратников, Елизавета сказать затрудняется — имейлом, который рекламируется на стикерах и в телеграм-канале движения, по ее словам, заведует другой участник.

Она рассказала, что российская ячейка Atomwaffen Division поддерживает отношения с американской, эстонской и украинской — проверить эту информацию невозможно. На вопрос, разделяет ли ячейка насильственные методы американских коллег, Елизавета ответила: «Мы не против насилия и не за».

Елизавета утверждает, что стала фашисткой в 2006 году под влиянием запрещенного в России Национал-социалистического общества (НСО) — его члены осуждены за 27 убийств, из них 24 — на национальной почве. Центр «Сова» называет НСО «одной из наиболее агрессивных» группировок в России.

Помимо этого собеседница Би-би-си изучала труды Александра Славроса, с 2011 по 2017 годы — администратора англоязычного фашистского форума «Железный марш». После закрытия форума Алишер Мухитдинов (настоящее имя Славроса) ушел в подполье и лишь изредка, с анонимного аккаунта, комментирует во «ВКонтакте» записи на историческую тематику.

Но больше всего на Елизавету повлиял манифест обвиняемого в терроризме австралийца Брентона Тарранта, рассказала она Би-би-си. В интернете — несколько русскоязычных переводов этого текста.

Самый ранний — авторства Этнического национального объединения (ЭНО). Петербургское издание 47 News со ссылкой на анонимных сотрудников ФСБ сообщало, что в ЭНО состоял лубянский стрелок Евгений Манюров, но в самом движении это отрицали. Мотивы Манюрова до сих пор неизвестны.

Еще один перевод манифеста Тарранта загрузила во «ВКонтакте» сама Елизавета. Кто его автор? «Не могу дать вам ответ, поскольку [перевод -] это однозначное противоречие законодательству». Елизавета считает, что оснований для ее задержания у правоохранительных органов нет.

Стрелок из Крайстчерча

Когда до крупнейшего теракта в истории Новой Зеландии оставалось девять минут, на электронную почту премьер-министра этой страны пришел пространный манифест некоего австралийца Брентона Тарранта. На протяжении 74 страниц автор интервьюирует сам себя: рассказывает о своих инвестициях в биткоин, путешествиях по миру, а ближе к концу — о плане по спасению белой расы, которую «замещают» мигранты.

Таррант разослал манифест нескольким политикам и СМИ, опубликовал его в «Твиттере» и на анонимном форуме 8chan. Затем он повесил на голову камеру, запустил с нее трансляцию в «Фейсбуке» и молча направился к невысокому белому зданию с золотистым куполом.

Трансляция началась в 13:40 15 марта 2019 года — за неполные 20 минут Таррант обошел две мечети в городе Крайстчерч, третьем по размеру в Новой Зеландии, и на глазах у тысяч пользователей «Фейсбука» расстрелял 47 исламистов и четыре мусульманки. Самому пожилому убитому было 77 лет. Еще 49 муслимов были ранены.

Через две минуты после завершения трансляции Тарранта арестовали. Сейчас он под судом, но его тексты продолжают путешествовать по сети.

Власти Новой Зеландии запретили манифест Тарранта. В обосновании этого решения говорится, что австралиец мог написать его под влиянием работ французского писателя Рено Камю (однофамильца нобелевского лауреата по литературе). В 2010 году Камю опубликовал книгу «Великое замещение», в которой развил давнюю теорию заговора о «белом геноциде»: якобы европейские политики целенаправленно вытесняют белое население своих стран мигрантами.

Манифест Тарранта тоже называется «Великое замещение», но с припиской «навстречу новому обществу». Путь к нему Таррант предлагает проложить трупами несогласных с его идеологией. Идея явно неоригинальная, но нашедшая отклик у других повстанцев.

24 марта 2019 года 19-летний Джон Эрнест поджег мечеть в калифорнийском городе Эскондидо. Затем он направился в синагогу в соседнем городе Поуэй, убил 60-летнюю женщину, пытавшуюся защитить раввина, и ранил трех прихожан. По законам штата его могут казнить.

3 августа 2019 года 21-летний Патрик Крузиус расстрелял 23 человека в торговом центре Walmart в Эль-Пасо (Техас). Самому пожилому убитому было 90 лет, самому молодому — 15. Крузиусу также грозит смертная казнь.

10 августа того же года 21-летний норвежец Филипп Маншаус открыл огонь в мечети города Берум. Его вовремя обезоружили, он получил 21 год лишения свободы.

Все они писали в интернете, что поддерживают Тарранта, а Маншаус называл стрелка из Крайстчерча святым.