Памятники нацистам быстро множатся по всему миру, пишут левацкие СМИ.

К Международному дню памяти холокоста американское еврейское издание Forward подготовило первое в своем роде исследование, посвященное памятникам и монументам нацистским преступникам, фашистам и коллаборационистам. Оказалось, что таких памятников по всему миру не просто множество, но их число продолжает расти.

В Соединенных Штатах и ​​в Европе находятся сотни статуй и памятников людям, которые принимали участие в убийствах евреев во время холокоста.

«Виновники Катастрофы – правильный термин для этих людей, поскольку они сыграли неотъемлемую роль в «окончательном решении», арестовывая и депортируя евреев в концентрационные лагеря или расстреливая их в лесах и полях Восточной Европы, – пишет автор исследования Лев Голинкин. – Без сотрудничества тех, кто занимает пьедесталы по всей Америке и Европе, Холокоста, каким мы его знаем, не могло бы произойти».

В исследовании перечислены 320 памятников и названий улиц в 16 странах на трех континентах, которые представляют людей и организации, которые привели в действие «окончательное решение еврейского вопроса».

Так, в центре Манхэттена, вдоль бродвейского «Каньона героев», установлены мемориальные доски Анри Филиппу Петену и Пьеру Лавалю, главе и премьер-министру коллаборационистского правительства Франции Виши, которое выследило и депортировало в концлагеря 67 тысяч евреев. Помимо бродвейской мемориальной доски, Петен удостоен 11 улиц в США. Такие улицы были и во Франции, но там их уже переименовали, а те, что находятся в Америке, остались.

Множество монументов нацистам появляется в Литве. Там восхваление нацистских преступников – часть государственной программы переписывания истории, в рамках которой стираются любые упоминания о причастности местного населения к убийствам евреев. Так, мемориальная доска коллаборационисту Йонасу Норейке, одному из организаторов геноцида евреев в Литве, была установлена в библиотеке Академии наук в самом центре Вильнюса. В 2019 году литовский адвокат, профессор Вильнюсского университета, доктор права Сорбонны Станиславас Томас разбил ее молотом. Но Йонас Норейка все еще упомянут на стене национальных героев в Вильнюсском музее оккупации и борьбы за свободу. Его имя также носит улица в Каунасе и школа в его родном селе Шукеняй.

Бюсты Степана Бандеры и Романа Шухевича установлены в северной части штата Нью-Йорк и Висконсин. Есть дополнительные памятники в Нью-Йорке и Огайо. Бандера возглавлял фракцию Организации украинских националистов, которая объединилась с нацистами и члены которой активно участвовали в уничтожении евреев. Шухевич, еще один деятель украинских националистов, возглавлял вспомогательный батальон Третьего рейха, который проводил смертоносные антисемитские операции на службе у нацистов. Позже Шухевич командовал Украинской повстанческой армией, которая уничтожила тысячи евреев и от 70 до 100 тысяч польских мирных жителей.

В Украине насчитывается несколько десятков памятников и бюстов Степану Бандере, включая те, что находятся во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе, Бучаче и других городах и деревнях. Улицы во Львове, Бердичеве, Луцке, даже в Умани названы его именем. Неоднократно высказывались предложения поставить памятник Бандере и в Киеве.

После революции 2014 года националистические настроения в Украине окрепли. Людей вроде Бандеры некоторые считают национальными героями, боровшимися с советской и российской экспансией. Многие мемориалы пособникам нацистов были возведены в последние годы.

И не только в Украине. Во многих странах за последние 20 лет увеичилось число памятников, монументов и мемориальных табличек нацистским преступникам и коллаборационистам.

Недавние исследования указывают на ошеломляющее распространение невежества в том, что касается холокоста: две трети молодых людей в США не знают, что такое Освенцим, а треть европейцев почти ничего не знает о Холокосте. Однако рост числа статуй преступников обнаруживает гораздо более глубокую проблему: Катастрофу не просто забывают, ее извращают с помощью исторического ревизионизма, который превращает мясников в героев.

Самая веская причина обратить внимание на эту тревожную картину заключается в том, что эти памятники сигнализируют не только об атаке на память о Катастрофе, но и присутствии организованных сил, которые придерживаются идеи превосходства белой расы и сосредоточены не только на истории.

В 2017 году Америка была потрясена, увидев марш неонацистов с факелами в защиту памятника генералу Роберту Эдварду Ли, главнокомандующему армией Конфедерации, в Шарлоттсвилле. Участники марша скандировали: «Евреи нас не заменят!» – главный постулат теории геноцида белых, которая послужила причиной терактов в синагоге Питтсбурга и Эль-Пасо. Сторонники превосходства белых сплотились вокруг образа американского генерала XIX века, но их умы и действия были сосредоточены на настоящем.

Еще в большей степени это происходит в Европе. Там, где появляются статуи нацистских пособников, вы также найдете тысячи мужчин с факелами, которые сплачиваются, организуются, черпают вдохновение для действий, прославляя «героев» прошлого.

Это происходит в Венгрии Виктора Орбана, где ультраправые проводят сложные церемонии, приуроченные к годовщине Второй мировой войны, чтобы привлечь неонацистов по всей Европе; в Хорватии, где люди с фашистской символикой Второй мировой войны прошли маршем в поддержку Дональда Трампа; во Франции, где ультраправая Марин ЛеПен сплачивает своих сторонников, настаивая на том, что Франция не несет ответственности за Катастрофу. Это можно увидеть и в десятке других стран.

Памятники тем, кого они чтят, стоят на перекрестке фашизма и нацизма, проигравших во Второй мировой войне, и сегодняшних сторонников превосходства белых, которые считают, что они находятся на грани глобальной межрасовой войны. Невозможно понять одно, не понимая другого, поэтому так важно не закрывать глаза на рост числа подобных памятников. Они не только унижают мертвых — они предупреждают живых.

Александра Аппельберг, по материалам зарубежных СМИ.
Детали