«Погребальный звон по карьере Вуди Аллена»: на HBO вышло расследование о семье еврейского режиссера.

На HBO вышла первая серия документального сериала «Аллен против Фэрроу» о многолетней войне Вуди Аллена и его приемной дочери Дилан, которая обвиняет режиссера в абьюзе. Forbes Life рассказывает, в чем суть конфликта и как мир воспринял новое расследование.

Хронология конфликта

В августе 1992 года приемная дочь Вуди Аллена и Мии Фэрроу, семилетняя Дилан рассказала своей матери, что отец отвел ее на чердак их дома в Коннектикуте и трогал за интимные части тела. Миа Фэрроу обратилась за советом к своему адвокату, который посоветовал отвести Дилан к педиатру. Несмотря на то, что он не нашел физических следов насилия, врач проинформировал полицию, что обязан был сделать по закону в случае обвинения в растлении малолетних.

В ответ на обвинение Аллен обратился в Нью-Йоркский Верховный суд с ходатайством о единоличной опеке над детьми пары — приемными Дилан и Мозесом, а также Сатчелом (единственный общий биологический ребенок пары, ныне известный как Ронан Фэрроу — журналист, получивший известность за расследования о харрасменте). К тому моменту Аллен уже состоял в отношениях с Сун-И Превин, приемной дочерью Мии Фэрроу и ее бывшего мужа Андре Превина, которые завязались в декабре 1991 года. На пресс-конференции Аллен опровергнул все обвинения и назвал их манипуляцией обиженной и мстительной женщины.

Слушание об опеке длилось с 19 марта по 4 мая 1993 года. Процесс ознаменовался противоречивыми показаниями свидетелей обеих сторон, критикой Мии Фэрроу и ее поведения, а также дискредитацией отчета йельских психологов: ни один из них не явился в суд давать показания (и лишь один из них сделал это вне суда), а все рабочие заметки, на основании которых было выдвинуто решение, оказались уничтожены. Судья Эллиот Вилк отказал Аллену в опеке, назвав его обвинения Фэрроу в ревности и мести неразумной попыткой отвлечь внимание от собственной неспособности быть ответственным родителем. Вилк также заметил, что «доказательства указывают на маловероятность привлечения его [Аллена] к ответственности за изнасилование», но что он, однако, «менее уверен, чем команда Йеля-Нью-Хейвена, что доказательства подтверждают отсутствие изнасилования». Отношение Аллена к Дилан судья в целом нашел крайне неприемлемыми. Прокурор штата Коннектикут, в свою очередь, заявил, что у него есть достаточные основания для возбуждения уголовного дела против Аллена, но решил этого не делать, чтобы не травмировать пострадавшего ребенка еще сильнее.

Дальнейшее развитие

Сун-И Превин и Мозес Фэрроу впоследствии обвиняли Мию Фэрроу в неоднократном физическом насилии над детьми и утверждали, что к приемным детям она относилась намного хуже, чем к родным. Мозес также говорил, что Миа Фэрроу настраивала всех детей против Аллена и «промывала им мозги».

Сама Дилан Фэрроу нарушила молчание и впервые публично заговорила о своем травматичном опыте в 2014 году, когда Аллен был удостоен премии Сесиля Б. Де Милля Голливудской ассоциации иностранной прессы за выдающийся вклад в кинематограф. «Какой ваш любимый фильм Вуди Аллена? Прежде, чем вы ответите, вы должны знать: когда мне было семь лет, Вуди Аллен взял меня за руку и отвел в темный, похожий на шкаф чердак на втором этаже нашего дома», — так начинается открытое письмо Дилан, опубликованное в блоге ее знакомого Николаса Кристофа на сайте The New York Times.

В 2017 году, в разгар движения #MeToo, она написала эссе в Los Angeles Times, повторив свои обвинения, а затем сделала это еще раз годом позже — в интервью каналу CBS. Фэрроу подробно описывала отношения с Алленом, рассказывала, как он уводил ее от остальных членов семьи, чтобы побыть наедине, заставлял лежать с ним в кровати в одних трусах и учил сосать его палец. Так почему же, спрашивает Фэрроу, #MeToo пощадило Аллена? Почему Харви Вайнштейн и другие знаменитости, обвиненные в насилии, были низвергнуты с голливудского олимпа, а Вуди Аллен продолжает заключать многомиллионные сделки и снимать кино (и продолжает, кстати, по сей день: его последний фильм до сих пор идет в кинотеатрах)? «Вуди Аллен — живой пример того, как наше общество подводит пострадавших от сексуального насилия и абьюза».

Отношения Ронана Фэрроу и Аллена также были досконально изучены в суде и характеризовались, в основном, неприязнью и страхом со стороны сына и пренебрежением со стороны отца. Семейный психолог Сьюзан Коатс, которую посещал Ронан, рассказывала, что их общение было сложным и натянутым: Ронан совершенно не признавал Аллена, прогонял его из своей комнаты и отталкивал, если тот пытался ему чем-то помочь.

Сейчас Ронан Фэрроу — известный журналист. Именно он в 2017 году опубликовал большое расследование о Вайнштейне, положившее начало (вместе со статьей в The New York Times) «харвигейту» и революции #MeToo. Эта статья принесла ему в 2018 году Пулитцеровскую премию за заслуги перед обществом, которую он разделил с журналистками The New York Times Джоди Кантор и Меган Твохи. Позже его расследования помогли изобличить домогательства, совершенные политиком Эриком Шнейдерманом и исполнительным директором корпорации CBS Лесом Мунвесом.

Еще в 2014 году Ронан написал колонку для The Hollywood Reporter, в которой выразил поддержку своей сестре Дилан и сравнил дело Аллена с кейсом Билла Косби, чья мощная пиар-машина долгие годы подавляла все обвинения против него. Так и агенты Аллена, по словам Ронана, сразу после публикации открытого письма Дилан стали рассылать журналистам письма с готовыми стейтментами и предпочтительными свидетелями и экспертами.

Сериал

«Аллен против Фэрроу» вновь возвращается к скандалу почти тридцатилетней давности. Фотографии и видео из семейных архивов, судебные и полицейские документы, записи телефонных разговоров и подробные интервью с Дилан, Мией и Ронаном Фэрроу — Дик, Зиринг и журналистка Эми Херди (отвечавшая также за расследования в «Зоне охоты» и «Невидимой войне») пытаются понять, что же происходило в семье Фэрроу. Среди главных «новинок» для публики — видеозапись, на которой семилетняя Дилан описывает матери (насколько возможно, в подробностях), что случилось в тот день на чердаке.

Первый эпизод рассказывает о знакомстве Вуди Аллена и Мии Фэрроу, их постепенном сближении и отношении Аллена к семье возлюбленной. В различных интервью Аллен неоднократно повторял, что его не интересуют дети и он не собирается ими ограничивать свою свободу. На вопросы Мии, не хочет ли он общих детей, он отвечал, что ему все равно и она может, конечно, их завести, но на него пусть не рассчитывает. Единственным ребенком Фэрроу, с которым у Аллена установился какой-либо контакт, был Мозес. По крайней мере, так было до появления в семье Дилан.