Предпринимателя Бориса Шпигеля вынесли из зала Басманного суда Москвы, где ему должны были назначить меру пресечения.

Напомним, Шпигеля его супругу задержали по делу губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Последнего арестовали в тот же день, что и Шпигеля, по подозрению в коррупции.

Во время сегодняшнего судебного заседания бизнесмену якобы стало плохо: у него упало давление, появились признаки острой сердечной недостаточности.

Из-за этого заседание суда было прервано, секретарь вызвала скорую помощь.

После капельницы состояние Бориса Шпигеля немного улучшилось, однако самостоятельно дойти до стоявшего у здания суда реанимобиля он не смог.

В итоге срок задержания бизнесмена был продлен еще на сутки. Следующее заседание суда по ходатайству следствия о его аресте состоится 23 марта в 15:00.

Как сообщает издание «Московский комсомолец», его задержали в ночь на 21 марта в аэропорту, сразу по прилете из Израиля.

«Я там лечился. Но не прошел всей необходимой терапии. Вернулся, чтобы здесь продолжить», – цитирует Шпигеля «МК».

В следственный изолятор Шпигеля доставили в 5 утра 21 марта. Ему разрешили взять с собой аппарат для дыхания: без него бизнесмен не может спать.

«Я дважды перенес клиническую смерть. Ко мне в 2003 году прикрепили медиков, которые следили за состоянием здоровья. Потом, когда я уже стал предпринимателем, то сам нанял медиков для сопровождения. Они не раз спасали меня от смерти. Доктора сейчас около ИВС (изолятор временного содержания), их не пускают», – передает слова Шпигеля журналистка и общественный деятель, правозащитник Ева Меркачева

В статье сообщается, что в силу ряда тяжелейших заболеваний Шпигель в полной мере не может ухаживать за собой: он не может без чьей-то помощи даже надеть специальное белье, предотвращающее тромбоэмболию.

«Я не жилец. Помогите с этапированием. У меня клаустрофобия. На суд меня сегодня повезут в автозаке в клетке. Можно, чтобы без нее? Мне очень тяжело. Но, несмотря на все это, я не признаю вины. Два оперативника ГУЭБиПК (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России) требовали дать признательные показания, обрабатывали. Я отказался. Вменили, что подарил якобы машину губернатору. Но эта машина на балансе фирмы, есть все документы. Еще вменили, что якобы давал взятку у себя дома, цель взятки – «повышение рейтинга». Когда была избирательная кампания, я официально поддерживал фонд», – сказал Шпигель в беседе с Евой Меркачевой, членом Общественной наблюдательной комиссии Москвы, Общественного совета ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) России, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Борис Шпигель делит камеру с подозреваемым по делу о хищении у «Россетей» предпринимателем Вадимом Литвиновым.

Супруга Шпигеля также задержана.

Губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву, главе группы фармацевтических компаний «БИОТЭК» Борису Шпигелю, его супруге Евгении Шпигель, директору ОАО «ФАРМАЦИЯ» Антону Колоскову предъявлены обвинения.

«В зависимости от роли каждого им инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 291, ч. 6 ст. 290, ст.291.1 УК РФ (дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве). Следствие ходатайствует перед судом об аресте 6 обвиняемых», – говорится на сайте Следственного комитета РФ.

Белозерцеву инкриминируют получение от Шпигеля, его супруги и Колоскова взятки в виде денег и иных ценностей на сумму, превышающую 31 млн рублей.

Взятки, как предполагает следствие, «передавались за предоставление группе компаний «БИОТЭК» конкурентных преимуществ при заключении государственных контрактов, связанных с оказанием услуг по приемке, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску и доставке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, реактивов, закупаемых за счет бюджетных средств для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области».

ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщает, что в результате обыска в доме губернатора российского региона обнаружено 500 млн рублей наличными.

Следствие подозревает, сообщает издание РБК, что Шпигель в знак благодарности за оказанную помощь передал губернатору автомобиль Mercedes Benz V250d и часы фирмы Breguet стоимостью 5,7 млн рублей.

Белозерцев считается политическим старожилом. Он руководил Пензенской областью с 21 сентября 2015 года. В сентябре 2020 года переизбран на второй срок. Согласно декларации о доходах Белозерцева за 2019 год, чиновник заработал более 5,2 млн руб.

Следует отметить, что задержание губернатора произошло буквально через день после публичных требований президента России усилить контроль за доходами и расходами чиновников.

Известный российский политолог Александр Кынев усмотрел в задержании главы региона и бизнесмена признаки чистки губернаторского корпуса перед выборами в Госдуму и начало передела фармацевтического рынка России.

Политолог Евгений Минченко не верит в политические мотивы задержаний и считает Шпигеля ключевой фигурой расследования.

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, напротив, не верит в «экономический мотив», полагая, что если бы это было так, то Шпигель был бы единственным подозреваемым. Шуляк приводит следующие аргументы в пользу своей версии: рынок, на котором работает «БИОТЭК», нельзя считать привлекательным для крупных игроков, позиции основных конкурентов компании на рынке государственных закупок выглядят намного сильнее.

Отметим, что на данный момент никто из наблюдателей не упомянул в качестве вероятного так называемый «еврейский мотив».

Главный раввин России Берл Лазар охарактеризовал задержание Бориса Шпигеля досадным недоразумением.

«Я услышал о задержании днем. Мне позвонил один из членов общины, он где-то прочитал эту новость и поспешил мне сообщить. Для нас это полная неожиданность. Лично я с Шпигелем разговаривал около месяца назад, но лично мы виделись очень давно. Ни семья, ни адвокат или представитель Бориса Исааковича еще к нам не обращались», – заявил Берл Лазар в интервью изданию Stmegi.

Отвечая на вопрос, будет ли ФЕОР (Федерация еврейских общин России) как-то помогать Шпигелю и обсуждался ли этот вопрос, Берл Лазар ответил: «Пока никаких специальных совещаний по этому поводу мы не собираемся проводить. К сожалению, это не первый еврей, который попадает в беду. В этом и состоит главная задача общины — помогать тем, кто находится в трудной ситуации. Так вышло, что на сегодняшний день это Шпигель. Любая просьба его, его адвоката и семьи — все это будет нами рассмотрено, и мы сделаем все, что можем. Но, хочу отметить, что мы все же религиозное общество, а не адвокатское бюро или следственный комитет, так что будем действовать в силу своих компетенций. Постараемся и морально помочь, и подключить еврейский отдел, который занимается именно помощью еврейским заключенным, работает во всех СИЗО», сообщает 9ТВ.