Сделано в СССР. Машина смерти: история страшного изобретения нацистов, массово убивавших евреев в газвагенах. Оказывается, чекист (((Исай Берг))) изобрел ГазенВаген, чтобы легко и быстро уничтожать русских людей.

О существовании «машин смерти» мир узнал в 1943 году в ходе судебного процесса над фашистами в Краснодаре.

О существовании «дьявольского орудия смерти» в годы Великой Отечественной войны — так называемых газвагенов или газенвагенов — стало известно в 1943 году, когда в Краснодаре стартовал судебный процесс над нацистами. И до сих пор история с убийством при помощи газа 214 детей из ейского детского дома не сходит с лент СМИ. Но данные историков и специалистов говорят о том, что первыми жертвами «газовой смерти» стали не кубанцы. Как и для чего изначально палачи Третьего рейха создавали свои машины-убийцы, как работали «мобильные камеры смерти», какое отношение к этому имеет бывший завхоз НКВД — об этом и многом другом в материале ИА KrasnodarMedia.

Так построили ад

В начале осени 1939 года Главное управление имперской безопасности нацистской Германии получило доклад от «подшефного» Института криминалистической техники: лучшее средство для ликвидации «ущербных» — не что иное, как обычный угарный газ.

Подопытными объектами уже через три месяца после этого события стали пациенты психиатрических клиник в Польше — все они были заключенными в Познани. Этот метод использовали дважды, дабы убедиться в его эффективности: газ закачивали через трубки в запертые помещения, где находились люди. После чего газ стал неотъемлемой частью нацисткой программы Т-4, в рамках которой уничтожали «неполноценных» людей — физических и психических инвалидов, людей с генетическими аномалиями.

По данным свидетелей тех лет, мобильные газовые камеры уже зимой 1939 года использовались как в Польше, так и в Восточной Пруссии. Они работали по тому же принципу, что и первая, испытанная в польской больнице: герметичная конструкция в форме короба имела отверстия для шлангов, через которые и подавали газ из баллонов.

Только за пару недель в мае и июне 1940 года нацисты уничтожили более полутора тысяч больных в одном лишь концентрационном лагере. В Зольдау свозили пациентов и убивали их газом. Таким же образом погибли сотни людей в медицинских учреждениях Вартеланда в том же году.

История получила продолжение, когда глава СС Гиммлер решил поприсутствовать на массовом расстреле белорусских евреев — шефа нацистов стошнило. И он решил, что следует искать альтернативу кровавой бойне. Цинизм зашкаливал: сердца «впечатлительных» арийцев следовало избавить от нервных потрясений. Сначала его подчиненные — доктор Видманн и офицер СС Небе поставили эксперимент со взрывчаткой, попытавшись таким образом убить живых людей в бункерах, оборудованных в лесу под Минском. После первого взрыва погибла лишь часть больных людей, которых привезли для этого эксперимента. Чтобы уничтожить остальных потребовалось еще несколько взрывов. Вывод нацистов: взрывчатка для массового убийства не подходит.

Белорусский Могилев стал следующим местом, где испытали именно газ как способ убить большое количество людей одновременно. В местной клинике для сумасшедших так погибли несколько человек: снова герметично запертое помещение, но в этот раз в него провели шланги от работающей машины, припаркованной снаружи. Один работающий двигатель не дал нужного результата, но после того, как эксперимент «усилили» второй машиной — все люди погибли. Это и было, по мнению экспертов, точкой отсчета, когда миру явили уродливый оскал газвагена. Помните, нечто похожее использовали полутора годами ранее в Польше? Но в данном случае налицо была «экономия» баллонов с газом. На «мелкие» недочеты нацисты не обращали внимания: часть приговоренных теряла сознание, и их закапывали заживо.

Таким образом, сначала в Польше эксперименты по умерщвлению людей ставили с угарным газом, в Могилеве — с выхлопным газом автомобилей. В дальнейшем газвагены будут оборудованы только системой подачи угарного газа.

Машина смерти

Немного технических деталей. Как известно, угарный газ является сильнейшим отравляющим веществом. Его невозможно «унюхать», даже если он витает в помещении в очень большой концентрации. Этот вид газа находится в выхлопах карбюраторных машин. Если говорить о дизельном «движке», то он более экономичен, и в его выхлопах угарного газа в несколько раз меньше.

Исследователи считают, что немцы подошли к созданию душегубок еще и с рационализаторским нюансом: во время военных действий в Германии топливо было дефицитом, особенно дизельное, хотя туго было и с бензином. Это, к слову, может служить ответом тем, кто путает угарный газ и выхлопные газы дизеля и тем, кто считает, что людей убивали в годы войны именно выхлопами, производимыми дизельным двигателем.

Сотни тысяч машин гитлеровской империи были оснащены как раз газовыми генераторами, которые на выработку 1 кг отравляющего газа требовали меньше килограмма обычных дров, а для того, чтобы дизель сгенерировал такое же количество угарного газа — требуются сотни литров дефицитной солярки.

Вот как описывал устройство подачи газа в кузов грузовика шофер Буланов, участник Харьковского судебного процесса над нацистами, прислужник фашистов: автомобиль на двух осях, весом около 5-7 тонн, окрашен в серый цвет. Мотор имел шесть цилиндров. Двухстворчатая дверь кузова была герметично подогнана. Изнутри кузов обит железом, низ кузова оборудован решеткой из дерева — она и была полом, на который вставали приговоренные к смерти. Внизу душегубки была вмонтирована выхлопная труба, по которой и шел в кузов машины от мотора отработанный газ. По словам Буланова, согласно инструкции по управлению машиной, водителям запрещалось до отказа жать на акселератор с целью ускорить процесс умерщвления людей.

— Действительно, часто можно услышать, что впервые душегубки во время войны использовали для расправы с мирными жителями в Краснодарском крае. Но побывав на международной встрече с коллегами, я узнала от белорусского историка, что первыми жертвами газвагенов стали жители именно Белоруссии, где также зверствовали нацисты, — рассказала Марина Сидоренко, заместитель директора Ейского историко-краеведческого музея.

Кроме этого, в документах некоторых исследователей есть сведения о том, что на территории Советского Союза душегубки впервые были применены в Полтаве в ноябре и в Харькове в декабре 1941 года. Но подтвердить это за давностью лет проблематично.

Самые первые душегубки функционировали на основе трехтонных грузовиков — в них вмещалось около 30 человек. Инженеры рейха развернулись: двигатели грузовых машин были основательно модернизированы, кузов сделали максимально герметичным, претерпела изменения и система подачи угарного газа. Концлагерь Заксенхаузен — именно здесь испытали первый «полноценный» газваген. Эксперимент с точки зрения нацистов был более чем успешным.

В декабре 1941 года зондеркоманда Восточного фронта получила в свое распоряжение сразу два автомобиля. Полтава, Хелмно, Рига — с помощью душегубок здесь убили много людей.

Менее чем через год — к началу 1942 года — на территориях СССР, где хозяйничали нацисты, было уже шесть машин смерти.