Незадолго до смерти Егор Просвирнин написал новогодний текст. Теперь же это не просто футурологический прогноз, а буквальное пророчество из Русского Зазеркалья. Читайте с трепетом, теперь вам в этом мире жить. В одиночку.
В уходящем году произошло несколько тектонических сдвигов, которые много кто заметил, но мало кто осмыслил. Позвольте мне попробовать обдумать эти сдвиги.
2021-й — год смерти денег. Общая капитализация рынка криптовалют на момент написания этих строк составляет 2,5 триллиона долларов — это целый ВВП Российской Федерации. Десятки тысяч человек стали криптомиллионерами, огромные состояния были сделаны буквально из ничего. Показательна история с DOGE — если ровно один Илон Маск своими твитами способен превратить прикол в финансовый феномен, значит деньги больше не значат ничего.
Другой пример — рост цен на газ. Если один и тот же товар с разницей в год может стоить и 200, и две тысячи долларов, это значит, что деньги теперь чистая условность. Само собой, экономика важна и нужна, но экономические успехи отныне следует измерять в производстве реального продукта, а не денежного эквивалента. Денежно в 2021-м выросла ещё одна РФ на блокчейне — только если у реальной РФ триллионы отливаются в новые дороги, истребители и заводы, то у блокчейн-РФ триллионы идут на смешные картинки с обезьянами. Вовремя купил картинку — стал миллионером. В 2022-м с развитием игр play-to-earn денежный вопрос станет волновать только старое, застрявшее в прошлом поколение.
Шучу, шучу, в 2022 году и далее работа ради денег будет означать лишь одно: вы из низшего социального класса. Реальная экономика всё ещё существует, и в ней все ещё нужны грузчики и хлеборобы, чья работа плохо и дорого автоматизируется. Работа же «белых воротничков» автоматизируется замечательно, обширный средний класс чем дальше, тем больше высиживает задницы в синекурах, инвестируя сбережения в крипту. Менеджеры среднего звена через торговые боты с плечом x10 гоняют порнкойны, а затем с прибылей покупают машины, дома и конгрессменов. А вы работайте, работайте — жизней у вас несколько, и одну из них вы можете потратить на высиживание яйчишек в офисе.
С момента отвязки доллара от золотого стандарта деньги стали условностью для государств. Теперь они становятся условностью и для широких народных масс.
Отсюда следствие: главный sales pitch либералов больше не привлекает. Всё это «Либеральные демократии процветают. Чтобы и нам процветать, надо сделать либерализм, рынок и свободные выборы» не работает, когда любой может вовремя купить картинку с обезьяной и стать мультимиллионером. Те, кто хотят и способны изменить свои жизни, уже по уши в криптоспекуляциях. Остальные так и будут уныло гундеть на «прямых линиях», выпрашивая подачки у государства.
Соответственно, политическая агитация, обещающая процветание, отныне будет работать только на совсем стоеросовых буратинах. Права, свободы, участие в управление собственной судьбой уже гарантированы всем желающим на блокчейне. Будущее анонимных автономных отвязанных от государственной инфраструктуры индивидуалов уже здесь, просто оно распределено неравномерно. И оппозиционным, и прорежимным политикам необходимо подумать над тем, что они могут предложить свободным процветающим людям, активному 1% заместо унылых кричалок про выборы, майдан и коррупцию.
Только власть.
Становление криптомиллионеров как политической силы (лоббизм в конгрессе) уже началось в США, и американской системе им буквально нечего предложить. В РФ процесс будет ещё смешнее — после того, как с помощью DAO оппозицией будет освоен процесс анонимного децентрализованного финансирования и управления, мы увидим, на что готов пойти типичный бюджетник ради 100 тысяч долларов, выплачиваемых эфиром после выполнения условий смарт-контракта.
Новая оппозиция будет анонимной, децентрализованной, беспощадной. Платные заказы на слив компромата, оплачиваемый саботаж на промышленных и военных объектах, подкуп госчиновников, массовые анонимные нападения алкоголиков и наркоманов, готовых за дозу на всё, полностью неподцензурные СМИ в Web 3.0 — вы даже не сможете сказать, это Дуров развлекается или целый отдел ЦРУ работает. Хотя на самом деле это будут проделки верхнего 1%, не попавшего в кооператив «Озеро».
Всё это вызовет ответный государственный террор. Закручивание гаек. Новые статьи УК. Новые посадки. Государства, обанкротившиеся с ковидом и «зелёным переходом», окончательно добьют свою легитимность, воюя с анонимными контрэлитами, иностранными спецслужбами и своими же замминистрами, подсиживающими министров. То, что мы видим в «тёмном» политическом телеграме — детский сад по сравнению с тем, что начнётся с массовым принятием Web 3.0.
Новая оппозиция будет говорить языком денег. Апеллирование к идеям и идеалам станет фирменным знаком сотрудников госаппарата — оппозиционеры будут просто анонимно предлагать выйти на митинг за 100 тысяч долларов, перекачивая internet funny money в реальные акции. Первый вышедший на митинг за гарантированные смарт-контрактом 100 тысяч долларов станет началом конца. Он сядет, получит деньги, и его семья, постящая из третьей страны фото на фоне новой виллы, обрушит всё. Путин предлагает связь, власть, коррупцию. Оппозиция — бесплатно получить поджопник. Но что если за поджопники начнут платить? Что если политическая борьба станет финансово-выгодной? Что если Путина можно будет не любить за очень большие деньги, гарантирующие устройство тебе и твоей семье на всю жизнь?
Государство может ответить только террором, который захлебнётся в волне хорошо оплачиваемого саботажа в органах. Государству придётся переизобрести себя, социальные подачки и выборный цирк будут вызывать лишь хохот на фоне валящихся из Web 3.0 оппозиционных десятков миллиардов долларов.
Это для олигарха деньги — дело серьёзное. Олигарх деньги воровал, он за них убивал, чуть не сел, олигарх кому попало и рубля не даст.
А человек, купивший картинку с обезьянкой за 50 долларов и через полгода обнаруживший, что она стоит 500 тысяч?
Деньги — прикол. Последствия этого для РФ, где всё контролируется деньгами и кормушками, превзойдут все ожидания. Напомню лишь, что Ходорковский сел, потому что купил часть Думы и генералитета и начал орать про грядущий военный переворот.
А ходорковских будут сотни. Анонимных ходорковских. Сотни русских анонимных ходорковских.