Третья «республика». Что происходит в Херсоне — единственном областном центре Украины, захваченном Россией после 24 февраля.

Херсон — единственный областной центр, который российским войскам удалось занять с начала своего вторжения в Украину. Город с населением почти в 300 тысяч человек уже два месяца находится под контролем российских войск. Два дня назад в области пропала мобильная связь и интернет: родственники херсонцев опасаются, что именно сейчас российские власти проведут в городе референдум о создании «Херсонской народной республики» по образцу ДНР и ЛНР.

«Слышны [в области] взрывы, даже когда я разговариваю с родителями по телефону, и днем, и ночью», — рассказывает Анастасия Закрасняная, уехавшая из Херсона с детьми две недели назад. Она уже вторые сутки не может созвониться с родными, которые не захотели бросать хозяйство и остались в захваченном российскими военными городе — в городе 30 апреля пропала мобильная связь. Одно из последних видео, которое отец Анастасии прислал ей — его прогулка с собакой по центральной улице Ушакова. В ночь на 28 апреля по ней нанесли ракетный удар: взрывной волной выбило стекла в здании больницы, музыкального училища, почты, пострадал частный дом.

Минобороны России обвинило ВСУ в обстреле города: по российской версии, украинские войска ударили по центру Херсона баллистическими ракетами «Точка-У» и реактивными снарядами систем залпового огня.

«Родители находятся у себя дома. [В бомбоубежище] я ходила с мамой, младшей сестрой и детьми, а отец — нет, — говорит Анастасия. — Он считает, что мужчины туда не должны ходить. Родители не уехали [из Херсона], потому что у нас там осталось жилье, плюс животных много — собаки, кошки».

Сейчас из Херсона уже не выехать, говорит Дмитрий Павловский из Киева: «Машины разворачивали русские». Он тоже несколько дней не может созвониться с матерью, она сейчас в городе, «сидит дома». По словам Дмитрия, мобильная связь в области пропадает во второй раз с начала войны.

«Ранее были перебои из-за повреждения каналов связи, вызванных боевыми действиями, — рассказывает Никита Олешко, также уехавший из Херсона около двух недель назад. — Сейчас связь, скорее всего, целенаправленно отключена оккупационными войсками или администрацией».

2 мая проект NetBlocks сообщил, что провайдер Skynet в занятом российскими войсками Херсоне был отключен от украинских сетей. Через некоторое время связь частично восстановилась, но теперь трафик идет через сеть Ростелекома.

Родственники переставших выходить на связь жителей Херсона беспокоятся, что отключение мобильной связи может быть связано с подготовкой проведения на занятой Россией территории референдума о создании независимой от Украины «Херсонской народной республики». Несмотря на то, что жители Херсона какой-либо подготовки к нему не видели, разговоры о нем ведутся с начала марта. «В городе нет никакой информации о референдуме, — говорит Дмитрий Павловский. — Лично мама не верит, что он может пройти, так как не видно никаких приготовлений к нему».

О том, что Россия собирается создать на территории Херсонской области «Херсонскую народную республику», 16 апреля говорила уполномоченная Верховной рады по правам человека Людмила Денисова. По ее данным, в соседней с Херсоном Новой Каховке на тот момент уже начали печатать «бюллетени» для проведения «референдума».

«Проведение псевдореферендума планируется в период с 1 по 10 мая 2022 года. В этот период намерены закрыть Херсон на въезд и выезд и отключить всю связь», — написала Денисова в фейсбуке.

Близкие к Кремлю источники «Медузы» также говорили, что референдум сначала планировался на конец апреля, но из-за военных неудач России на фронте даты могли перенести. На голосование, по данным «Медузы», планируется вынести вопрос о независимости региона от Украины и создании «Херсонской народной республики» по образцу ДНР и ЛНР. В дальнейшем ХНР также может быть присоединена к России, считают собеседники издания.

Несмотря на то, что Херсон находился под контролем России с начала марта, почти два месяца в городе работала украинская администрация. Глава города Игорь Колыхаев 2 марта написал в фейсбуке, что «не давал никаких обещаний» российским военным и «просто попросил не стрелять в людей». Он также объявил о начале действия комендантского часа в городе и попросил не провоцировать российских военных: «Пешеходы ходят по одному, максимум по двое. Военных не провоцируют. При первом же требовании останавливаются. Не конфликтуют».

Здание городского совета российские военные захватили в Херсоне 25 апреля. Как написал потом Колыхаев, российские военные забрали ключи от здания горсовета и сменили охранников.

На следующий день российские военные провели в горсовете специальное заседание, назначив на нем новых руководителей Херсонской областной и городской администраций — бывшего городского главу Владимира Сальдо и некого Александра Кобеца.

По российской версии Александр Кобец — это депутат городского совета Херсона. Но в списке депутатов такого человека нет и не было до начала войны. Украинское издание «Новый канал» утверждает, что сначала многие подумали на преподавателя профессионально-морского лицея Херсонской государственной морской академии, который в 2020 году баллотировался в Херсонский горсовет от партии «Голос». Но позже выяснилось, что «мэром» Херсона «стал совсем другой Александр Кобец, в городе о нем никто не знает».

Украинский «Центр журналистских расследований» утверждает без ссылок, что Александр Кобец работал в КГБ и СБУ, жил в Киеве, занимался предпринимательством, а после начала войны уехал из города. Его фото журналистам найти не удалось.

За две недели до своего назначения российским губернатором Херсона Владимир Сальдо писал в фейсбуке, как вместе с другими горожанами пытался помешать «этим придуркам» провести в парке Славы «референдум о провозглашении «ХНР»».