На основании официальной статистики мы прекрасно видим, что
основная доля в получении гражданства РФ сегодня закрепилась за выходцами из Таджикистана. Есть регионы, где количество таджиков, получивших российские паспорта, превышает 80%. И это уже не секрет. Таких регионов, к несчастью, большинство.

Но есть показатель, который пока не является публичным, но дает реальную картину системных изменений в миграционных процессах. Теперь у выходцев из Таджикистана, массово перебирающихся в нашу страну, изменилось официальное основание в заявлениях на получение российского гражданства. Если раньше таджики переселялись под видом соотечественников по федеральной программе, то сегодня это происходит по заявлению о воссоединении семьи (т.р. «третья волна»). И теперь это процесс уже не регулируемый правоохранителями, официально противостоять этой «третьей волне»практически невозможно.

Грубо говоря, один таджик (уже гражданин РФ) теперь беспрепятственно может привезти в Россию не менее 5-6 родственников (а чаще даже 8), включая детей и родителей. Которые в течение 4-х(!!!) месяцев без проблем получают гражданство РФ по упрощенной процедуре. И это огромная проблема и новый вызов нашему миру. Скорее всего, в ближайшее время больше половины жителей Таджикистана смогут получить заветные российские паспорта.

Единственным серьезным и реально сдерживающим шагом от усугубления этих негативных процессов сегодня может стать отмена Соглашения о двойном гражданстве с Таджикистаном. Это необходимо сделать, чтобы спасти нашу страну от неконтролируемого еще более массового нашествия.

А также уже пора начать проводить тщательнейшую ревизию законности получения уже ранее выданного российского гражданства всем выходцам из стран Средней Азии и Закавказья.

Необходимо отдавать отчет в том, что дальнейшее массовое переселение таджиков в Россию приведет к усугублению ситуации и принесет нам ещё большие риски дестабилизации внутриполитической обстановки, рост преступности, в первую очередь, незаконный оборот наркотиков. И кроме этого, ещё и усиление религиозного радикализма. Уже сегодня этот опасный процесс важно расценивать честно и открыто, с позиции угрозы национальной безопасности. И никакие внешнеполитические и экономические интересы в этом случае не могут являться тормозящим оправданием. Этот вопрос обращен, в первую очередь, к МИД РФ и Правительству нашей страны.

Хотя известно, что представители официальных органов власти Таджикистана уже жалуются на нашу позицию. Но для нас важнее интересы нашей страны и наших коренных граждан, а значит мы продолжим ее отстаивать.

Кирилл Кабанов, 2005-по н/в – Председатель Национального антикоррупционного комитета.

2008-по н/в — Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека