«Норильский никель» планирует перенести плавильные мощности Медного завода, модернизация которого усложнилась из-за проблем с западным оборудованием, в Китай, заключив СП с одной из китайских компаний, заявил в интервью «Интерфаксу» президент «Норникеля» Владимир Потанин.

На решение о переносе части мощностей в Китай повлияли и недавние санкции США и Великобритании, в результате которых London Metal Exchange (LME) запрещено принимать новые партии цветных металлов из России.

«Это давление заставило задуматься над тем, как правильнее доставлять наш товар до рынков сбыта. И одним из таких нестандартных решений является перенесение части производства на рынки непосредственного потребления», — подчеркнул Потанин.

Строительство мощностей в Китае будет синхронизировано с выбытием мощностей на Медном заводе, сказал глава «Норникеля», и произойдет за горизонтом 2027 года. «С точки зрения производственных планов и объемов процесс будет нейтральным. В дальнейшем за счет эффекта увеличения добычи и обогащения мы ожидаем общий рост производства», — отметил он.

Медный концентрат в объеме около 2 млн тонн в год будет доставляться в Китай по Северному морскому пути, для чего компания расширит терминалы в Дудинке и Мурманске, договорившись по ледокольной проводке с «Росатомом».

«Мы рассчитываем, что до середины 2027 года нам удастся построить завод в Китае, подготовив нашу логистику и все необходимое для поставок концентрата», — сказал президент «Норникеля».

Помимо медной цепочки, отдельные соглашения возможны с другими китайскими производителями, специализирующимися на продукции из никеля, кобальта и лития, а также батарейных материалах на литиевой и натрий-ионной основах.

«Стратегически мы считаем, что такие партнерства имеют важный синергетический эффект: мы получаем доступ к продвинутым технологиям в важных для России отраслях, а наши партнеры — возможность обеспечить свои производства сырьем на долгосрочную перспективу», — сказал Потанин.

Таким образом, по его словам, удастся «упаковать наш товар в более продвинутую оболочку», то есть поставлять часть металлов в виде готовой продукции, материалов для производства аккумуляторов. «Так мы сможем разгрузить нашу сбытовую систему и облегчить доступ на рынки, которые временно, надеюсь, для нас закрылись. Мы будем проникать на привычные для нас рынки, но в непривычной для нас форме», — заявил Потанин.

До 2022 года «Норникель» планировал интегрироваться в аккумуляторную цепочку, сотрудничая с BASF на базе своего финского завода Norilsk Nickel Harjavalta, но сейчас этот проект поставлен на hold. «У меня все-таки есть надежда, что его [проекта с BASF] экономический потенциал настолько высокий, что рано или поздно он может быть реализован», — рассчитывает Потанин.