Теперь украинцы смогут изменить свою половую принадлежность с наступлением совершеннолетия. При условии, что им удастся доказать государству свою «ненормальность»
В начале марта Министерство охраны здоровья обнародовало указ «Об усовершенствовании оказания медицинской помощи лицам, требующим изменения (коррекции) половой принадлежности». В новой редакции документа, прежде всего, изменился возраст, по достижении которого можно поднимать вопрос о смене пола: с 25 лет его снизили до 18 лет. Кроме того, наличие детей теперь не является преградой для проведения операции. Главное, чтобы они достигли совершеннолетия.
Процедура по изменению пола, прописанная в указе, длительна и довольно сложная. Сперва человеку, решившему сменить пол, нужно пойти на прием к сексопатологу по месту жительства, который выпишет направление на обследование. После этого трансгендер (человек, у которого не совпадают социальный и биологический пол) должен на протяжении месяца в стационаре психиатрической больницы доказывать наличие диагноза «транссексуализм» — несоответствия между биологическим и социальным полом.
За этим следуют длительные медицинские обследования и наблюдение у психиатра на протяжении года. Только по прохождении всех этих процедур транссексуал может рассчитывать, что его направят на обследование в Государственной комиссии по вопросам коррекции половой принадлежности. В ее компетенции решать – выдавать или нет разрешение на операцию. В общей сложности вся процедура затянется на полтора-два года. Плюс ко всему, нужно пройти длительную гормональную терапию. Эксперты отмечают, что в Украине операции по смене пола официально делаются бесплатно, однако на практике за них приходится выложить несколько тысяч долларов.
Новый указ должен регламентировать медицинское вмешательство и усилить контроль за выдачей разрешений на операцию. «Комментарии» попробовали выяснить, как часто украинцы решаются на смену пола. Однако в Минздраве заверили, что такой статистики у них нет, и посоветовались обратиться в Институт эндокринологии и обмена веществ им. В.П.Комиссаренко АМН Украины. Директор института Николай Тронько сказал «Комментариям», что они уже давно не занимаются этим вопросом, и в свою очередь посоветовал обратиться в Институт педиатрии, акушерства и гинекологии. Впрочем, и там ответили, что никогда подобную статистику не вели. По оценкам экспертов, с 1996 года пол в Украине сменили более 100 человек.
Сексопатолог Украинского института сексологии и андрологии Максим Романюк рассказал «Комментариям», что сегодня на 30-40 тыс. населения встречается 1 случай транссексуализма. Причем 2/3 случаев приходится на мужчин. Доктор отмечает, что решение Минздрава снизить возрастную планку для проведения операции имеет как плюсы, так и минусы. «Пациентам с тяжелой формой транссексуализма такое новвоведение однозначно полезно. Затягивание такой коррекции до 25 лет приводит у них к тяжелым психологическим травмам, который могут не поддаться излечению даже после смены пола, — отмечает сексопатолог. – Истинные транссексуалы имеют значительные проблемы с психикой ещё с детства, в связи с дисгармонией между собственным половым самосознанием и восприятием их окружающими. Поэтому к 18 годам дискомфорт и депрессии у таких пациентов нередко достигают пика, и коррекция именно в этом возрасте поможет восстановить социальную и психическую адаптацию». С другой стороны, до 25 лет бывает сложно выявить четкую психиатрическую патологию, которая должна подлежать лечению. Так что теперь докторам придется более тщательно изучать каждую историю болезни.
Однако координатор по трансгендерным вопросам общественной организации «Инсайт» Тимур Лысенко называет указ Минздрава «беспрецедентно бесчеловечным». По его словам, в документе очень много недочетов, которые ущемляют права трансгендерного человека во всех сферах жизни. «Прежде всего, очень жестокая норма — месяц обследования в психиатрическом стационаре. За такое время даже у здорового человека могут появиться психические отклонения, что же говорить о таких специфических людях как транссексуалы? – возмущается эксперт. – Особенность положения в том, что мужчина, который ощущает себя женщиной, должен находиться в мужском отделении и наоборот. Можно себе представить, к каким психологическим последствиям может привести такое пребывание в больнице». В свою очередь сексопатолог Максим Романюк отмечает, что для решения вопросов по транссексуалам необходимо сложное комплексное обследование, хотя существующие психиатрические лечебницы и не подходят для таких пациентов. Не так давно институт сексологии и андрологии предлагал Министерству здравоохранения сделать комплексный центр по подготовке пациентов, которые требуют коррекции пола. Но Минздрав эту инициативу не поддержал.
Между тем, врач уверен, что месяц пребывания в стационаре — оправданный срок. «Коррекция пола – это комплексный метод изменения как физиологических функций пациента, так и его психосоциальных аспектов. Поэтому неправильная постановка диагноза может ещё больше усугубить дезадаптацию пациента», — отмечает Максим Романюк.
В указе есть еще один интересный момент: среди противопоказаний к операции – гомосексуализм.(с чувством юмора там люди;)прим ПН). По мнению Тимура Лысенко, люди, которые писали документ, не ощущают различий между сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью: «Человек может быть мужчиной, женщиной, транссексуалом, но это не говорит о сексуальном интересе этого человека. От того, кто мне нравится, я не перестаю быть мужчиной».
Однако сексопатолог Максим Романюк утверждает, что такая норма необходима для того, чтобы выявить правильную мотивацию для проведения операции. «Сексуальное влечение не сказывается на социальном самосознании мужчины или женщины, поэтому коррекция может быть для них калечащей». Между тем, лидер гей-форума Святослав Шеремет призывает Минздрав в срочном порядке справить это недоразумение: «Попадание «гомосексуализма» в перечень противопоказаний для смены пола я могу списать только на ошибку при подготовке нового регламент. Дело в том, что прежний регламент с этим «гомосексуализмом» принимался в то время, когда в Украине ещё не заработала в полную силу Международная классификация болезней Десятого пересмотра (принята в 1989 году), из которой диагноз «гомосексуализм» был исключён».
Но самым бесчеловечным эксперт по трансгендерным вопросам Тимур Лысенко называет тот факт, что в Украине транссексуал может сменить документы только после проведения операции: «Даже в Беларуси – стране ультраконсервативной — человек может изменить документы, не проводя хирургическое вмешательство». Упрощение процедуры смены документов – существенная помощь транссексуалистам в социальной адаптации и интеграции. Первой страной в ЕС, позволившей трансгендерам менять документы без проведения операции, десять лет назад стала Германия.
Своеобразной меккой для трансгедерных людей можно считать Швецию. Прежде всего, транссексуальность там не является заболеванием с медицинской точки зрения. Так что проблема половой идентичности смещается в психологически-социальную и решается на уровне семейного врача, а также специалиста-сексопатолога. Кроме того, возраст, позволяющий корректировать пол, составляет 16 лет. И еще один факт: пара может усыновить ребенка, независимо от того, гомосексуальна она, гетеросексуальна или же это пара транссексуалов. Украина же в этих вопросах традиционно позади планеты всей.
Источник: Comments.UA