Французский президент Николя Саркози и итальянский премьер Сильвио Берлускони задумали немного модернизировать Шенгенскую безвизовую зону: оснастить ее неким подобием автоматических засовов на периоды «особых обстоятельств». Последние, считают соседи, как раз и наступили сейчас вследствие «арабских революций» и наплыва незаконных иммигрантов, в частности, из Туниса. В Риме вообще опасаются, что после «гуманитарного устранения» режима Каддафи в Ливии потоки нелегалов не уменьшатся, а возрастут. Из Магриба уже прибыли в Европу 28 тыс нелегалов. Итальянцы говорят, что скоро их будет до 50 тыс.

«Тунисский исход» — часть большой проблемы

На самом деле это не так уж и много по сравнению с тем, что «течет» в Европу не с юга, через море, а с востока – через Турцию, потом в Грецию и т.д. У иммиграционных властей ЕС как раз Балканы, невероятно «пористая» субстанция, вызывают самую сильную головную боль. В год этим путем некогда попадало в ЕС более 60-80 тыс нелегалов.

«Тунисский исход» — это просто самая видимая на сегодня часть большого айсберга иммиграционных проблем Старого Света.

Саркози и Берлускони согласовали детали своего плана и окончательно должны оформить предложения на проходящем сегодня, 26 апреля, франко-итальянском саммите в Риме. В двух словах «романские сестры» хотят, чтобы ЕС создал механизм временного закрытия границ для пресечения потоков clandestini и образовал специальный фонд помощи страдающим от таких «бед египетских» государствам. В первую очередь южным. В первую очередь, естественно, Италии.

Надо сразу сказать, что ни Париж, ни Рим по отдельности, ни оба вместе никаким образом и ничего изменить в Шенгенских соглашениях 1995-го года не в состоянии. Это могут сделать только все страны ЕС на основе консенсуса.

Франко-германские предложения будут переданы ЕС и обсуждены 12 мая на специальном совещании министров внутренних дел, кои специально для этого и соберутся.

Незаменяемый шенгенский механизм

И развал Шенгенской безвизовой зоне совсем не грозит. В нее, кстати, входят 25 стран ЕС из 27 (не входят Британия и Ирландия, хотя и являются частью ее механизма – обмен информацией, паспортными данными, пограничные контакты, разведданные и пр.). Плюс в Шенгене состоят Швейцария, Норвегия и Исландия. В Шенгенской зоне живут примерно 400 млн человек из 500-миллионного населения ЕС.

В Шенгенской зоне – 25 европейских стран.

Шенген – это слишком ценный и важный европейский механизм, чтобы его можно было обрушить по причине каких бы то ни было революций на периферии. Устроить ему «перетяжку», как теннисной ракетке – другое дело.

Кроме прочего, в эту систему вложены огромные деньги. Более 4 млрд евро в одно только обустройство общих европейских границ. Это ведь не просто открытые двери в коммунальной квартире. Это разветвленный механизм контроля, слежения, модернизированные пограничные пункты на всех въездах в Европу, во всех странах. Это бесценная сеть обмена информацией, банков данных, включая и банки данных иммиграционных, полицейских, разведывательных ведомств. Это школы обучения пограничных служащих, иммиграционных чиновников, это гибкий механизм развития туризма, свободы передвижения рабочей силы и т.д. и т.п.

«Сними» Шенген с Европы — и ей просто нечем будет прикрыться. А ведь евро и Шенген – это главные символы европейской интеграции. А Франция и Италия всегда считались самыми убежденными сторонниками европейского объединения.

Но не замечать того, что происходит на юге, ни Саркози, ни Берлускони уже не могут. И север Европы не может. И восток. И центр. Когда в Большой Европе уже «трещат стены», когда пробуют на разрыв евро, когда мультикультурность почти официально объявлена умершей, игнорировать болезненные процессы в области иммиграции уже нельзя.

Для Саркози и Берлускони это особый случай. Николя Саркози и его право-центристский альянс сильно поджимает «Национальный Фронт» и его лидер Марин Ле Пен. У Сарко, рейтинги которого резко пошли вниз еще год назад, есть, собственно, одна возможность остаться на плаву до президентских выборов 2012-го – снова въехать в Елисейский дворец как борцу за сохранение Франции французской. Одно из основных требований Ле Пен – отказаться от Шенгенских соглашений вообще. Берлускони же и вовсе держится в парламенте исключительно на поддержке ксенофобской малой партии «Лига Севера». Она угрожает вовсе выйти из коалиции и увести с собой в автономию, а то и в независимость, весь север Италии. Это если Рим не блокирует потоки нелегалов.

И если кому-то кажется, что это только «южная проблема» — зря. В Германии, Голландии, Бельгии, Австрии центристские правительства и коалиции должны учитывать рост недовольства «засильем иммигрантов». Даже в благополучной в этом отношении Финляндии в апреле в парламент прошла партия под показательным названием «Истинные финны». Она стала теперь, с 19% парламентских мандатов, третьей силой в парламенте Суоми.

Укрепление Шенгена некоторыми мерами дополнительного контроля за потоками нелегалов вполне возможно. Хотя гораздо легче ЕС будет договариваться с теми странами, из которых эти нелегалы в Европу едут. Понадобятся дополнительные затраты, но делать нечего.

Безвизовые перспективы России

И, наконец, все эти процессы только отдаляют перспективу установления безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Он и так не был особенно близким, а после «арабских революций» точно не приблизился. И оптимистические сообщения о том, что Россия и ЕС, наконец-то, согласовали перечень мер, которые помогут нам чуть ли не через два месяца такой режим установить – есть не более чем оптимистические сообщения. От перечня требуемых мер до самого режима – очень большая дистанция. И документ, который будет обсуждаться на встрече постоянного совета партнерства Россия-ЕС в середине мая, это всего лишь технический документ. Таких будет еще не один и не два. И на оформление такого режима уйдет не год и не два.

Источник: РИА Новости