Судебный процесс по делу гражданина Таджикистана, автомобиль которого протаранил под Тулой машину главкома ВДВ Владимира Шаманова, выявил любопытные детали из жизни мигрантов. Корреспондент «РГ» попытался выяснить, как эти люди попадают в регион, какие способы легализоваться они находят и почему теневой рынок трудовой миграции гораздо богаче официального.

Давлатшо Элбегиев, сидевший за рулем «МАЗа» в тот злополучный день в октябре прошлого года, приехал на заработки в Тулу по собственной инициативе. Однако по официальным документам ФМС приглашение ему сделало ООО НПО «ЭКБС». Сам Элбегиев ни о каком «ЭКБС» даже не слышал, а по совету старожилов по приезде обратился «в фирму, которая делает иностранцам разрешения на работу». При этом в материалах дела характеристика с места работы ему дана другим предприятием — ООО «Атлант-Стройкомплекс». По данным ФМС, приглашали Давлатшо в качестве механизатора комплексной бригады погрузочно-разгрузочных работ. Реально же он трудился водителем, причем успел стать участником нескольких ДТП.

Оформление без эстетики

Небольшая фирма по трудоустройству в центре Тулы. На стене объявление: «Гражданство — 300 рублей, загранпаспорт — 150 рублей». В коридорчике молодой человек с пачкой документов в руках, назвавшийся Мурадом. У него вполне интеллигентное лицо. Видно, что парень устал и уже привык всего бояться.

О том, что иностранцы трудятся в России по приглашениям, Мурад впервые услышал от корреспондента «РГ». В фирму пришел по совету земляков, намучавшись с получением разрешения на работу да и с поисками вакансий. Он приехал на заработки, но за то время, что живет в Туле «у знакомых», уже заплатил не одну тысячу милиционерам, поскольку документы у него «пока не в порядке». А последние деньги выудил некий «земляк», который пообещал «все устроить» и затем пропал.

— Они приезжают, не зная куда податься и что делать, а про легализацию слышали только то, что рассказывают старожилы, которые здесь уже были, — делится наблюдениями директор фирмы Людмила. — На каждом шагу их обирают милиционеры. «Доят» по-черному, и дай бог здесь мигранту деньги заработать. Конечно, когда он приживется и поймет, как правильно оформлять документы, — дело пойдет. Работают они хорошо, много. Наши работодатели их любят. То, что их надо легализовывать и оформлять — правильно. Иначе такой дурдом разведется в России, что просто кошмар. Но работодатели заниматься этим, несмотря на риск серьезных штрафов, не спешат — сложно, заморочно, платить за них неохота. Даже сейчас, когда процедура оформления упростилась.

Отсюда — появление самых разнообразных посредников. Это могут быть фирмы, оформляющие разрешения на работу на себя, или вольные дельцы, сделавшие такое посредничество бизнесом. У последних оформление разрешения на работу может стоить до 15 тысяч рублей, а легализация на год — и того больше. Многие приезжие пытаются оформить документы и самостоятельно. Но, по словам самих иностранцев, во-первых, в миграционной службе огромные очереди. А во-вторых, все, с кем удалось пообщаться, жаловались, мол, чиновники с ними «разговаривают как с собаками».

Возможно, при столь большом потоке граждан, у специалистов попросту не хватает времени и терпения в вежливой форме донести до каждого, как правильно оформить документы. Наверняка мешает и языковой барьер. Впрочем, в УФМС по Тульской области наличие больших очередей категорически отрицают. Да и претензии по поводу вежливости не готовы принять без возражений. По словам начальника аналитического отдела управления Елены Боровик, в прошлом году более 77 тысяч иностранцев встали на учет, 65 тысяч были с него сняты. При этом из всего миграционного потока на заработки в регион приехали около 20 тысяч человек, 15,6 тысячи из которых получили разрешения на работу.

То, что руководители предприятий не хотят заниматься оформлением мигрантов, — для миграционной службы далеко не секрет. Как рассказала начальник отдела УФМС Ирина Бочарова, хорошо известно и о наличии посредников на этом рынке.

— Нельзя сказать, что это вовсе не законно, — поясняет она. — Не хотелось бы работать с этими организациями, но законодательство не запрещает фирме оформлять мигрантов в соответствии с квотой. Другое дело — нужно проверить, как они платят налоги, на чем зарабатывают.

Кстати, как рассказала Елена Боровик, в прошлом году было выявлено три фирмы, подававшие заявку на квоту по привлечению иностранных рабочих, оформлявшие мигрантов на себя, но реально «передававшие» их другим организациям. В этом году в получении квоты им отказано. А выявленных нелегалов, работающих без документов, чуть ли не ежемесячно депортируют на родину десятками.