В Москве прошел съезд «Правого дела», в результате которого партия сильно изменилась. Она наконец получила единого лидера, которым стал миллиардер Михаил Прохоров. «Сбылась вековая мечта», — сыронизировал член политсовета Борис Надеждин.

Новый устав дает Прохорову огромные полномочия. Как выразился Надеждин, лидер партии будет «царем, отцом, богом и воинским начальником». Он сможет лично принимать и исключать из партии, утверждать партсписки, по его рекомендации будут утверждаться региональные лидеры, он будет назначать главу исполкома и так далее.

Полномочия федерального политсовета наоборот урезали, а его численность сократили втрое. Такую структуру как Высший совет вовсе упразднили, вместо него будут образовываться разнообразные консультативные органы по решению опять же председателя партии. Сам Прохоров пояснил, что это устав временный, необходимый в «форс-мажорных» обстоятельствах скорых выборов. После них он пообещал принять более демократичный устав.

Главным тезисом его речи была необходимость изменения образа либералов в России. Предыдущий лозунг партии «капитализм для всех», по его мнению, не годится. Капитализм, сказал Прохоров, не для всех, а только для тех, кто любит риск и готов брать на себя ответственность. А об остальных государство должно позаботиться, то есть, в новой формулировке, заняться развитием человеческого капитала.

Промышленность развалена, сказал он, а сейчас наступает вторая волна системной деградации — это как раз деградация образования, здравоохранения, культуры. Это и разрушает человеческий капитал, который служит основой для конкурентоспособности страны. А целью Михаил Прохоров считает развитие конкурентности, чтобы товары, производимые в России, продавались по всему миру, и чтобы иностранцы «хотели брать с нас пример».

Политическое устройство России он охарактеризовал как империю. «У нас работает только президентская власть. Такая форма не обеспечивает даже стабильности», — сказал новый лидер партии.

Примечательно, но новой эмблемой партии, как описал ее Борис Надеждин, будет как раз словосочетание «Правое дело», а рядом — рисунок в черно-желто-белой гамме, «дизайн которого еще будет уточнен». Такой триколор как раз и называется «имперским», он используется ультраправыми — монархистами и национал-патриотами. Участники съезда обратили внимание на эту странность, но объяснить ее никто не смог. «Это можно истолковать, например, как преемственность», — предположил член политсовета Георгий Бовт. Сам Прохоров заявил, что в художественных вопросах не разбирается, и доверяет здесь профессионалам.

Среди конкретных предложений Прохорова — бесплатная раздача земли народу, введение административного суда (где не истец должен доказывать свою правоту, а любой человек может пожаловаться на ту или иную норму закона, и чиновник должен доказать, что она законна), прямые выборы мэров городов, включая Москву и Петербург, отмена полпредств и передача полномочий губернаторам. Его советник Вячеслав Иноземцев дополнил: «Власть сплавлена с бизнесом. Связь власти и бизнеса надо разорвать. Надо также преодолеть мракобесие — попам не место в школе и армии».

Выступление Прохорова понравилось всем без исключения делегатам и гостям, которые не скупились на эпитеты вроде «блестяще!» По общему мнению, пора уже разрушить стереотипы и мифы о либералах как о людях, которые презрительно относятся к простым людям. «Современный либерализм не отрицает, а поддерживает развитие человеческого капитала», — заявил Георгий Бовт. «Надо сделать так, чтобы в условиях капитализма все чувствовали себя людьми», — сказал петербургский партиец Игорь Кучеренко.

Михаил Прохоров сформулировал это так: «Маленькие проблемы маленького человека — и есть великие проблемы». По его словам, во всем мире правые являются защитниками простого человека от произвола властей. Опираться «Правое дело» собирается не на офисный планктон, и не на бизнес с интеллигенцией, точнее, не только на них, а на «глав семей, которые каждый день принимают решения и доказывают, что они энергичные целеустремленные люди», а также на молодежь, которая хочет добиваться успеха в жизни.

С наследием СПС «Правое дело» собирается таким образом покончить. Участники съезда призывали не рассматривать партию как наследницу СПС. Это нашло свое выражение и в том, что в политсовет не попал Леонид Гозман. Он сообщил, что и Анатолий Чубайс тоже отходит от партии. «Группа «людей Гайдара-Чубайса» отходит от руководства партии. Это не просто смена поколений. Это отход, связанный с победой, — заявил Гозман. — Наша команда в итоге победила, наша идеология стала общим местом — никто не спорит о либеральной экономической политике и о том, что должны быть нормальные выборы».

И на трибуне, и в кулуарах съездах делегаты были уверены в победе. На трибуне, правда, были поуверенней — обещали «неминуемую и неизбежную победу», превращение во «вторую партию власти», а в будущем — и в первую. Прохоров, правда, довольно трезво оценил ближайшие перспективы в диапазоне 7-15% на выборах в Госдуму, но выразил уверенность в том, что в дальнейшем результаты будут лучше. Более того, Михаил Прохоров не откажется стать и премьер-министром, «если будет поддержка и если предложат».

Актер Леонид Ярмольник, режиссер Павел Лунгин, тележурналист Александр Любимов рассказывали, что впервые участвуют в политических акциях, но полностью разделяют взгляды Прохорова. «Я готов в любое время суток разъяснять всем слова Прохорова», — пообещал Ярмольник.

Однако наберет ли партия к выборам реальный вес, пока остается неизвестным. На съезде кроме Михаила Прохорова не были приняты в партию и даже замечены среди участников другие крупные бизнесмены. По словам одного из членов политсовета (не попавшего, правда, в новый состав), появление ни министров, ни губернаторов в партии не планируется. Под очень большим вопросом и присоединение к «Правому делу» миллиардера Сулеймана Керимова, которого, по слухам, Прохоров тоже приглашал. Но деятели культуры, как все убедились, среди сочувствующих есть.

Главным оппонентом Михаил Прохоров назвал «Единую Россию» и Народный фронт. «У нас два отличия: «Единая Россия» за политическую монополию, мы — против. Кроме того, у нас во главе угла человек, не на словах, а на деле», — сказал он. Он заверил, что не собирается вступать в Народный фронт. Однако отметим, что Прохоров является членом бюро РСПП, который к Народному фронту присоединился одним из первых. Впрочем, совсем сжигать мосты он не стал и о возможной коалиции с единороссами в Госдуме выразился обтекаемо: сказал, что если точки зрения по каким-то вопросам сходятся, то нет ничего зазорного в объединении усилий.

Вопрос отношения к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину Прохоров старательно обходил стороной. Новый лидер партии сообщил, что с Медведевым он «в чем-то согласен, а в чем-то несогласен, и это нормально», а отношение к Путину у него отличается от отношения к «Единой России». «Кажется, он сам уже недоволен этой партией, которая перестала решать вопросы», — заявил Прохоров.

Источник: ДП