15 июня на Себежском городище (Замковой горе) после почти двух месяцев ежедневного беззакония и невосполнимых утрат с жителями и администраторами Себежа встретился губернатор Андрей Турчак. Поездка на место резонансных событий, многими оцениваемое не иначе как место преступления, стала неизбежной после беспрецедентных действий себежских властей 8 июня, когда в самом центре мыса городища, на месте древнего детинца, была вырыта экскаватором яма размером 5 на 4 метра и глубиной около 1 м 70 см. Незаконные работы по заливке фундамента нового «памятного знака» в форме железного креста были остановлены только по звонку губернатора, который находился в московской командировке и на которого успели экстренно выйти защитники Замковой горы и археологи.

Анатолий Кирпичников до начала встречи обошел мыс городища и отметил: «Смотрите, оба склона – и северный, и южный – прямые, идут параллельно друг другу. Это ручная работа, несомненно. Думаю, что итальянская, новейшая технология для того времени».

Анатолий Николаевич хорошо знает, о чем говорил. Он упоминал Себежскую крепость еще в 1979 году в своей статье о типах русских дерево-земляных крепостей XVI века.

Известно, что крепость в Себеже, названная Иван-город-на-Себеже по имени пятилетнего царевича Ивана (будущего Ивана IV Грозного), была возведена летом 1535 года, в течение всего одного месяца, предположительно (по письменным источникам) под руководством известного итальянского архитектора того времени Петрока Малого. В том же году Петрок Малой руководил строительством в Москве Китай-города.

Уже только это обстоятельство ставит Себежское городище в один ряд с наиболее значимыми памятниками русского оборонного зодчества. Причем рука археолога Себежского городища еще не касалась (если не считать составленных в мае и июне 2011 г. нескольких актов о нарушениях Закона и повреждении археологического слоя), и многие сведения об истории Себежа остаются в земле – в уцелевшей после лихолетий ХХ века части культурного слоя, которому незаконными и внезапными земляными работами на городище был принесен масштабный и невосполнимый ущерб.

Но дело не только в этом. Есть город Себеж и есть жители города, для которых Замковая гора с ее привычным обликом – родное и любимое место, вмешательство в образ которого без общественного согласия они восприняли как прямое личное оскорбление. А местные власти вместо того, чтобы остановиться как перед Законом, так и перед общественным возмущением, пошли ва-банк, завершившийся 8 июня котлованом в центре городищенского мыса и телефонным указанием: «Остановиться!». Только тогда они неохотно и вынужденно подчинились.

Профессор Анатолий Кирпичников выдал свое заключение: «Это – Себежская крепость. Посмотрите: с этой стороны городища прямая линия и с той стороны – прямая. Это – большая земляная платформа, мы на ней стоим. Это проект, связанный с новыми подходами в артиллерийском деле, может быть, это произведение итальянского зодчества. Всё, что здесь было сделано в последнее время, – это незаконно, это действительно преступно, несмотря на то, что были бесконечные предупреждения с Вашей стороны. Загадочно, почему местные власти на них не обращают внимания».

В разговор вступил заместитель губернатора Максим Жаворонков, курирующий в администрации все правовые вопросы: «На памятник нет паспорта, соответственно, памятник есть, но его границы не установлены. В постановлении областного Собрания есть формулировка «на берегу Себежского озера», но таких мест много и говорить о том, что именно здесь находится культурный слой, который требует особого исследования, с юридической точки зрения затруднительно». И заместитель губернатора, не выпуская из рук, iPad, сделал круговое движение головой, обводящее долгую и прекрасную, как вечный покой, панораму Себежского озера.

Нужно признать, что это было очень смелое заявление.

Постепенно в дискуссии освободилось пространство и для местных жителей: «Нам не нужен крест на Замковой горе! Мы тут живем много лет, всю жизнь, мы здесь росли, мы здесь свадьбы гуляли, мы ходим сюда отдыхать. Мы не хотим видеть здесь могильный крест!», — они высказывались один за другим, эмоционально, открыто и очень искренне, обращались при этом только к губернатору, хотя рядом с ним стояли и глава района, и глава администрации города.

«А почему здесь присутствуют только те люди, которые не согласны с установкой памятника, а где представители другой стороны, которые за крест?», — попытался публично объяснить единодушие собравшихся Андрей Турчак. – «Я получаю письма и в поддержку проекта», — сказал он.

Это были волшебные слова. Потому что уже на следующий день, 16 июня, на сайте губернатора было опубликовано письмо в поддержку крестоносного проекта за подписью «неравнодушные жители себежского края» (орфографически так) и на следующий день, 17 июня, письмо за подписью «По поручению членов организации, председатель Себежского клуба полковников Масюк А. П.».

Андрей Турчак не стал продолжать дискуссию о виде и месте установки памятного знака и постарался сделать заключение: «Мы понимаем, что изначально проект установки памятного знака не был сделан. Соответственно, не были проведены согласования. Вы это тоже отрицать не будете, процедура общественных слушаний не проводилась. Мы гарантируем, что работы на этой площадке продолжены не будут, за исключением археологических. Работать могут только археологи. А вы будете их контролировать», — снова апеллировал он к местным жителям.

«И чтобы не было креста!», — радостно воскликнули женщины.

«Это вам решать», — ответил губернатор.

Альтернативное место установки памятного креста, предложенное общественной инициативной группой (на холме у северного въезда в Себеж со стороны Опочки) местные власти категорически отвергли. При этом сказали губернатору, что там находится… старый скотомогильник. Удивляться уже не было сил. На западном склоне того холма расположена водонапорная башня, которая питает весь соседний квартал, включая дом, где живут муниципальные чиновники. Скотомогильник от того места находится в сотнях метров.

На самом деле на том холме есть прекрасно сохранившиеся, хотя и оплывшие, окопы времен Великой Отечественной войны. Это доминирующая над местностью высота (около 170 м. над уровнем моря при уровне узеза воды в Себежском озере 126 м. над уровнем моря), политая кровью солдат, рядом расположено место массовых расстрелов себежан в 1941-1942 гг., это готовое мемориальное место, которое просто просит благоустройства.

Источник: Псковская губерния