Российский предприниматель Борис Березовский начал в четверг давать свидетельские показания в рамках слушаний по своему иску к бывшему деловому партнеру Роману Абрамовичу, передают корреспонденты РИА Новости и РАПСИ.
Послушать показания Березовского собралось не меньше народу, чем в первый день слушаний. Журналистам пришлось поднимать вопрос о том, что в зале заседаний находится много случайных людей, и после долгих обсуждений судья разрешила примерно двум десяткам представителей прессы и публики остаться стоять, пока секретарь выясняла, соответствует ли это нормам техники безопасности и охраны здоровья.
При этом сам Березовский, направляясь в ложу для свидетелей, предложил свой стул британскому журналисту, который поднял вопрос о создании аккредитационного списка для СМИ, и тот с радостью согласился.
Поклявшись на Библии, Березовский был ознакомлен с правами и обязанностями свидетеля и начал отвечать на вопросы адвоката Романа Абрамовича — Джонатана Сампшна. Основное внимание в ходе допроса было сосредоточено на росте политического влияния Березовского в России образца 1990-х годов и законности проведенной приватизации ряда активов, включая Общественное российское телевидение (ОРТ) и нефтяной компании «Сибнефть» и роль в этом Березовского и Абрамовича.
Березовский оценил уровень коррупции в России на три-четыре балла в середине 1990-х и на десять баллов в настоящее время, но отверг предположения о том, что сам он являлся коррумпированным лицом. Главной причиной своего положения в качестве «одного из самых политически влиятельных олигархов России» того времени бизнесмен назвал свои «интеллектуальные способности».
Несмотря на то, что Березовский решил отвечать на вопросы по-английски, время от времени он сбивался, и судья просила его перечитывать вопросы с экрана текстовой трансляции. В какой-то момент истец начал путаться в показаниях и даже сделал признание, что его английский «оставляет желать лучшего».
Адвокату Абрамовича пришлось задавать ряд вопросов несколько раз, а некоторые даже объяснять. В своих ответах Березовский стал использовать все более простые формулировки, однако по-прежнему дает показания на английском.
Опытный юрист, Сампшн не раз пытался поймать Березовского на несоответствиях в ранее данных им письменных показаниях и заявлениях и тем, что истец говорил в четверг в ходе перекрестного допроса.
В частности, касаясь приватизации «Сибнефти» и прошедшем в 1995 году аукционе, адвокат Абрамовича Сампшн сослался на статью в «Форбс», ставшую объектом судебного разбирательства — Березовский в 2001 году подал и выиграл иск к изданию о защите чести и достоинства. Адвокат также зачитал выдержки из судебных материалов по этому делу, в соответствии с которыми Березовский получил контроль над ОРТ благодаря коррупционной схеме.
Адвокат Абрамовича несколько раз отметил, что Березовский оказывал именно давление на родственников Бориса Ельцина, выстраивая свой бизнес. «Давление — не мой способ воздействия, а мой метод — убеждение, мне удалось убедить их, объяснить необходимость выставить на продажу активы ОРТ», — парировал Березовский.
Первая часть слушаний в четверг завершилась тем, что Березовский отказался отвечать на вопросы о своей декларации о доходах. По его словам, в 90-е годы госслужащие не были обязаны обнародовать данные о своих доходах. Также он заявил, что среди судебных документов отсутствует оригинал его декларации — только перевод.
Слушания продолжатся в четверг после обеда, а в общей сложности показания Березовского, как ожидается, могут растянуться не менее чем на пять дней.
Рассмотрение по существу иска Березовского к Абрамовичу началось 3 октября, объектом спора стал ряд российских активов. В частности, Березовский заявляет, что он вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили был вынужден продать в 2000-2003 годах принадлежавшие им активы, среди которых порядка 43% акций «Сибнефти» и доли в РУСАЛе, значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича.