С приятием чужой культуры в Москве, как доказал один современный художник из Дании, пока плоховато. Но отрицательный результат — тоже результат. Особенно такой.
В Москве не поняли, возмутились и отвергли акцию «Вьетнамские шутки», которую привез в столицу датчанин Йенс Хаанинг. Более того, на головы руководителей кинотеатра «Художественный», которые согласились помочь иностранцу провести перформанс, посыпались жалобы, гневные телефонные звонки и, в конце концов, угрозы от столичных националистов.
Речь идет об одной из трех городских акций, которые проводились в рамках недавней Московской бьеннале под эгидой Московского музея современного искусства (его возглавляет Зураб Церетели). Предполагалось, что вплоть до ноября месяца из громкоговорителей самого старинного кинотеатра на весь Арбат будут звучать народные философские вьетнамские притчи. Голос из динамиков вещал каждые полчаса, рассказывая на вьетнамском о неком дядюшке и его историях. Датский художник Хаанинг таким образом хотел всего-навсего сделать приятно вьетнамской диаспоре в Москве, ну, и показать обществу, что необходимо быть терпимее к чужой культуре.
Руслан Орестов, директор кинотеатра «Художественный»: «Нам было интересно помочь художникам. Недели две все шло нормально, наши зрители реагировали с интересом, заходили, спрашивали, на стендах мы развесили расшифровку, можно было почитать перевод. Потом все чаще начали забегать прохожие — что это за лай, спрашивали нас. Вскоре мы узнали, что недовольство начали выражать даже в письменной форме. У нас как — чуть что, сразу президенту писать! Наконец однажды к нам прибежали люди и сказали, что на площади собрались скинхеды, интересуются, почему из динамиков звучит что-то нерусское. Мы приостановили запись».
Орестов рассказал, что он, как директор, несет ответственность за сохранность 100-летнего исторического памятника, и битые стекла и поджоги «Художественного» им не нужны. «Вьетнамские шутки» выключили, а учредителю акции Зурабу Церетели написали письмо с объяснением, почему прекратились истории вьетнамского дядюшки.
Из письма Зурабу Церетели: «22 сентября в 19:30 охране кинотеатра поступило сообщение, что группировка скинхедов, собравшаяся неподалеку, собирается бить стекла в кинотеатре за трансляцию на вьетнамском языке. Мы не стали дожидаться милицию и прекратили трансляцию. Учитывая создавшуюся ситуацию и нашу ответственность за сохранность памятника истории и культуры, который оказался „виноватым“ в проводимой акции, руководством ГБУК „Московское кино“ было принято решение приостановить трансляцию с фасада кинотеатра».
Директор «Художественного» отметил, что на две другие городские акции никто не покушался. На 13-м этаже гостиницы «Пекин» на Триумфальной площади по-прежнему вроде как «бьется сердце» художника Вадима Фишкина в виде красной лампочки, а на Патриаршем мосту, по задумке итальянца Альберто Гарутти, каждый раз, когда в ближайшем роддоме появляется на свет ребенок, зажигается иллюминация.
Не повезло только «Художественному», зато фасад не пострадал от современного искусства. «Наверное, еще рановато нам проводить такие перформансы», — прокомментировал провал датского художника Орестов.
Руслан Орестов, директор кинотеатра «Художественный»: «У нас, наверное, еще пока не Бельгия, не Дания и не Голландия. У нас почему-то пока все это в агрессию сразу выливается. Думают, что мы что-то пропагандируем».
Источник: НТВ