В Бокситогорском суде Ленинградской области завершились судебные прения по делу № 1-164/2011 об убийстве московского нациста Святослава Батюка, который, по версии следствия, был убит в феврале 2010 года своими товарищами из группировки NS/WP. В прениях представитель прокуратуры просил признать подсудимых виновными в полном объеме и приговорить их к 12 и 9 годам колонии строгого режима соответственно. Дело рассматривает судья Лариса Ивановна Околодько.

Убийство Святослава Батюка, входившего в московскую группу «Автономное славянское сопротивление», было раскрыто в марте 2010 года. Житель столицы сбежал к своим соратникам из Ленинградской области, скрываясь от преследования правоохранительных органов. Члены группы «Автономное славянское сопротивление» обвинялись в четырех убийствах и 11 покушениях, совершенных по мотивам межнациональной ненависти, а также в организации нескольких взрывов на московских рынках, в результате которых ранения получили десятки людей. Особенно нацисты отличились, отмечая новый 2009 год: вначале они осквернили православный храм, затем подожгли синагогу, а закончили праздник уничтожением трех милицейских машин.

Однако петербургские стражи порядка вышли на след Святослава Батюка, расследуя другое уголовное дело — о подрыве дрезины с машинистом неподалеку от Финляндского вокзала. Москвич подозревался в причастности к этому преступлению. По оперативным данным, столичный житель скрывался у своих соратников из националистической группировки National socialism / White power (NS/WP — «национал-социализм / белая власть») Александра Никитина 11.28.1984 г.р. и Марка Филиппова 06.26.1984 г.р., жителей города Пикалево Бокситогорского района Ленобласти.

В середине марта 2010 года полицейские провели обыск в квартире, где предположительно проживал Святослав Батюк. Там стражи порядка нашли три готовых к использованию самодельных взрывных устройства, начиненных шурупами и монетами. В морозилке холодильника хранились кисти двух рук и голова Святослава Батюка. Было возбуждено уголовное дело, в рамках которого правоохранители задержали Марка Филиппова и Александра Никитина.

По версии следствия, молодые люди познакомились со своим столичным товарищем на форуме одного из националистических сайтов летом 2009 года. А когда Батюка объявили в розыск и он решил податься в бега, то Филиппов и Никитин помогли ему: сняли жилье в Пикалево и снабжали едой. Однако идиллия длилась недолго. В начале 2010 года между ними произошел конфликт. Согласно показаниям Филиппова и Никитина, Батюк, не имевший собственных доходов, заставлял их заниматься разбоями, что им не нравилось. И тогда они решили убить москвича.

Убийство произошло в начале февраля 2010 года. Согласно материалам дела, Марк Филиппов, дождавшись, когда Святослав Батюк заснет, зашел к нему в комнату и нанес ему удар ножом, убив с первого раза. А затем тело перенесли в ванную, где и расчленили. Все это злоумышленники сняли на видео и выложили в интернете, сопроводив ролик комментарием о том, что это месть изменникам и отступникам и «так будет с каждым».

Главное следственное управление Следственного комитета России по Петербургу завершило расследование в августе этого года. Дело после утверждения обвинительного заключения передали в городской суд Бокситогорска. Следует отметить, что ранее — в мае 2011 года — Марк Филиппов и Александр Никитин были осуждены по делу № 1-87/2011 за разбой к 4,5 года и к 6 годам реального лишения свободы. Это дело тоже рассматривала судья Лариса Ивановна Околодько.

В конце прошлой недели, как рассказали «Ъ» в пресс-службе прокуратуры Ленинградской области, Бокситогорский суд провел прения по делу об убийстве Святослава Батюка. Представитель прокуратуры Бокситогорского района просил квалифицировать действия Филиппова как убийство, а Никитина — как пособничество убийству и приговорить их к 9 и 7 годам строгого режима соответственно. Однако с учетом ранее назначенного наказания за разбой гособвинитель просил Бокситогорский суд приговорить Марка Филиппова к 12 годам, а Александра Никитина — к 9 годам. Оба подсудимых в прениях признали свою вину, а их защита просила суд назначить своим клиентам более мягкое наказание, чем просил прокурор.

Дмитрий Маракулин
Коммерсант