Насколько сильны скинхеды в России?

Кремль знает, как управлять выборами. Каких-либо серьезных неожиданностей в эти выходные ожидать не приходится. Главный вопрос состоит в том, сколько мест партия Владимира Путина «Единая Россия» потеряет от её текущего значительного большинства. Большинство россиян разочаровались их политикой. Но в раскладе есть один «джокер», который можно рассматривать как имеющий потенциал, чтобы нарушить систему: более экстремальный русский национализм. Насколько он серьезен, организован и мощен?

Наблюдатели неоднократно предупреждали о возможном росте организованного фашизма в России, обращаясь к небольшому движению «Память» конца 1980-х годов и к хаосу 1990-х годов. Тем не менее, не ясно, что это движение действительно существует и сегодня, даже в зачаточной форме.

Местные группы скинхедов составляют основу уличных националистов в России. Их численность оценивается от 10000 до 70000 человек, однако в этих оценках нет данных полученных систематическим путем. Люди, присоединяющиеся к этому движению, выходцы из различных группировок (от рэпа до оккультных), они являются коренными жителями. Территория защищается яростно. В таких обществах, как в Великобритании, аналогичных банды скрываются в хорошо структурированных классовых системах. В России нет никакого социального якоря, который исключил бы неправильную интерпретацию группировок как политического движения.

Говоря в общем, надо отметить, что эти группы до сих пор не имеют единого лидера, организационной структуры, объединяющей идеологии. Горстка интеллектуалов утверждают, что поддерживают движения, однако оно не способно быть «ведущим». Данные группировки скорее социальное явление, чем новые политические движения.

Тем не менее, их общей чертой является расизм и антипатия к этническим меньшинствам. Известен случай проявления жестокости после поражения от Японии в футболе в 2002 году. Было зафиксировано много нападений на лиц азиатской наружности. Данные «Sova Centre» показывают, что преступления на почве ненависти достигли своего максимума в 2008 году — 97 убийств и 500 раненых. Недавний пример — убийство футбольного болельщика вызвало беспрецедентные беспорядки в центре Москвы, в результате которых погибли двое из числа мигрантов из этнических меньшинств.

Расизм в отношении выходцев с Кавказа стал обычным явлением даже среди либеральной оппозиции, таких как экономист Владимир Милов и блоггер Алексей Навальный. Негативное восприятие этих этнических групп в русском обществе имеет глубокие культурные корни.

«Демонизация» этнических кавказцев создает проблемы для усилий Кремля для определения русской идентичности. Народы Северного Кавказа являются гражданами России, а их территория является неотъемлемой частью Русского государства. В конце концов, это регион, где Москва вела чеченскую войну и продолжает лить кровь и расходовать массу средств для борьбы с сепаратистскими мятежами.

Кремль успешно «нейтрализует» потенциальных лидеров жесткой националистической оппозиции. Примеры: экс-генералы Лев Рохлин и Александр Лебедь в конце 1990-х, а в последнее время — политический деятель Дмитрий Рогозин, которого отправили послом в НАТО, когда его влияние опасно возросло.

Одним из движений, которое зарекомендовало себя способным организовать значительные протесты было «Движения против нелегальной миграции», однако оно было закрыто прокуратурой Москвы в феврале 2011 года на том основании, что оно способствует разжиганию расовой ненависти.

В этом году, на фоне футбольных беспорядков, Кремль удвоил свои усилия по предотвращению того, чтобы ксенофобия получила политическую окраску (в октябре суд вынес приговоры по двум делам, связанными с волнениями). Эти усилия были в основном успешными: свежий пример «День народного единства», праздник, впервые проведенный в 2005 году. Однако надо сказать, что этот день был ранее «застолблен» националистами, которые ежегодного проводят «Русский марш». В этом году он прошел без инцидентов, собрав лишь 5000 участников.

Кремль сохраняет жесткий контроль над СМИ и избирательным процессом. Пока это делает практически невозможным для будущих национальных лидеров сформировать из молодежных группировок жизнеспособное политическое движение. Ирония заключается в том, что крайний национализм и фашизм имеют больше шансов развиваться в более открытой демократической системе к западу от России. Тем не менее, национализм будет по-прежнему осложнять жизнь Кремлю, который старается придумать убедительные доводы, чтобы успокоить и ассимилировать 20% граждан, которые не являются этническими русскими.

Источник: Oxford Analytica (Великобритания)
Перевод: Павел Ларнаков — xpressa.ru

Прим. Oxford Analytica — международная консалтинговая компания, публикующая исследования ученых из Оксфордского университета и других международных научных центров. Специализируется на стратегическом анализе мировых событий. Клиентами компании являются правительства стран мира, международные организации, различные корпорации и финансовые учреждения.