[media id=118]
В Кировском районе ищут метнувших «коктейль Молотова»

По факту поджога «мини-отеля» на Балтийской улице (на самом деле — общежития-притона для гастарбайтеров) Следственный комитет возбудил уголовное дело. Двух мужчин, метнувших в окна бутылки с «коктейлем Молотова», разыскивают за покушение на убийство. «Фонтанка» выясняла, какая связь между общагой, живущей по своим законам, и самым известным выставочным центром Петербурга — лофт-проектом «Этажи».

По сообщению ГСУ Следственного комитета России по Петербургу, пожар в доме по адресу: Балтийская улица, дом 59, возник после того, как около 22 часов 12 апреля двое неизвестных пока преступников бросили в окна бутылки с зажигательной смесью. В результате трое пострадавших с ожогами в состоянии средней степени тяжести были доставлены в больницы, частично выгорели два этажа здания, которое в первых сообщениях проходило как «мини-отель».

Подъехав на Балтийскую улицу, корреспондент «Фонтанки» не обнаружил объекта, который бы ассоциировался с мини-отелем. Табличка с номером 59 висела на унылом трехэтажном здании в тринадцать окон по фасаду, расположенном среди унылой промышленной застройки. Следы огня, автомобили МЧС и Следственного комитета убедили, что в адресе ошибки нет. Подтвердили это и потрепанного вида мужчины, небольшими компаниями расположившиеся вокруг, — бывшие постояльцы.

Человек тридцать-сорок бывших жильцов «отеля», который оказался банальным общежитием для гастарбайтеров, ждали, пока им разрешат пройти в свои комнаты забрать вещи, и готовились отправиться на поиски нового жилья. Почти все — мужчины, многие — под хмельком. Не то по поводу события, не то по привычке. Те, кто хорошо понимал русский язык, побеседовать оказались не против, «только не фотографируйте меня и фамилию не спрашивайте».

Поджог в белых перчатках

Олег из Белоруссии говорит, что был очевидцем поджога. «Это, наверное, в полдесятого вчера вечером было. Я на третьем этаже стоял, курил. На улице напротив двое парней стояли, ещё смотрю, один чего-то в темных очках и белых перчатках. По виду — русский. Второй боком стоял, на голове, похоже, как маска белая. Второй раз голову повернул — в руках у них бутылки пластиковые, двухлитровые. Бросили молча — бабах, огонь, все черное сразу. Ну, все вещи хватать и на улицу».

Отель с номерами на шестерых

Теперь погорельцы собираются искать новое жилье. Потерей старого огорчены не очень. Действительно, их пристанище вряд ли вызовет ностальгию. Из-за облупившейся штукатурки, облупленных дверей, тесных комнат и мутных окон та часть здания, которая не горела, тоже казалась пострадавшей в катастрофе. Свежие веселенькие обои, криво наклеенные в узких коридорах прямо поверх электропроводки, впечатление не исправили. Койка в комнате обходилась в 150 рублей в сутки. В неделю — около тысячи. То есть шестеро жильцов платили за помещение 24 тысячи рублей в месяц.

В комнатах жили по шесть-восемь человек. Интернационал — приезжие из Белоруссии, Украины, Таджикистана, Узбекистана. Размещались по землячествам. Кто мог их поджечь — не предполагают и, похоже, совершенно искренне.

Сколько людей потеряли сегодня жилье — точно неизвестно. Сами постояльцы говорят, что одним туалетом и одним душем в общежитии пользовались около 180 человек. Видимо, учета никто и не вел, как говорят бывшие жильцы, документов у них не спрашивали. Наоборот, по их словам, могли предложить за разумную сумму сделать новые, например, разрешение на работу в России. Администрации на месте не было. «Да и не бывает тут никого, — подсказали сочувствующие, — о поселении договариваешься по телефону, а деньги платишь специальным людям из самих жильцов. Они, доверенные, каждую неделю и деньги собирают и себе в тетрадочку записывают — учет».

И при чем тут искусство?

Попытка связаться с администрацией потерпела явную неудачу. Постояльцы о хозяевах апартаментов могли сказать немного: «Черт его знает. Раньше здесь цеха были для инвалидов. Потом кто-то выкупил, теперь вроде ООО «Экономъ», но кто это, мы не знаем. Притонище, вот и все».

Дальнейшие поиски неожиданно привели в пафосное заведение на Лиговском проспекте, 74. Оказалось, что ООО «Экономъ», которое предоставляет «чистые и уютные комнаты» за «минимальную цену», оформляет «регистрацию по месту пребывания для граждан РФ и СНГ», «оказывает консультации и помощь в оформлении разрешения на работу», владеющее, кроме здания на Балтийской улице, 59, ещё четырьмя подобными общежитиями в центральных районах города, не чуждо высокому искусству. Даже возникло предположение: а вдруг увиденное — не примитивная ночлежка для маргиналов, с черной кассой и тараканами, а богемный арт-проект, недоступный пониманию профана.

По тому же самому телефону, по которому можно договориться о спальном месте на втором ярусе в двенадцатиметровой комнате, которую придется делить с пятью сожителями, можно договориться о проживании в апартаментах «Иволга», которые являются частью известного лофт-проекта «Этажи» на Лиговском проспекте. Да и один из собственников «Эконома» до недавнего времени руководил кафе «Зеленая лампа», которое является частью тех самых «Этажей». К сожалению, ввиду субботнего времени, в лофт-комплексе «Фонтанке» не смогли пояснить, имеется ли какая-либо связь между известнейшем в Петербурге выставочным комплексом и сгоревшей ночлежкой.

Последний бойскаут

Очередь из потрепанных жизнью клиентов «Эконома» у входа скопилась неспроста — вроде как бойцы МЧС пояснили, что после пожара старые перекрытия могут не выдержать большой нагрузки и рухнуть, если все вместе ринутся за своими пожитками. Поэтому порядок строгий — наверх запускают по четыре человека, пока одни не выйдут, другие не заходят. За этим следит строгий и подтянутый молодой человек в форме частного охранника. Он не работает в общежитии, не имеет отношения к полиции или МЧС. Он просто здесь жил. Когда пожарные и следователи закончили свою работу и уехали, предупредив о возможном ослаблении конструкций, кто-то должен был проследить, чтобы беды не случилось. Несмотря на то, что лишился пристанища, а его документы превратились в кучу обгорелых бумажек, он это и делает. Непреклонно, но корректно и профессионально, среди подвыпивших по поводу происшествия бывших соседей.

Денис Коротков