Следственное управления ФСБ РФ передало на утверждение в Генпрокуратуру обвинительное заключение в отношении бывшего высокопоставленного сотрудника КГБ СССР, одного из основателей партии «Родина» Валерия Вдовенко. Его обвиняют в создании экстремистской группировки «Северное братство», которая готовила в России государственный переворот. Адвокат Вдовенко утверждает, что к организации захвата власти в стране его доверитель отношения не имеет, а дело должно быть закрыто за истечением срока давности.

Как рассказал «Росбалту» источник в спецслужбах, на этой неделе Валерий Вдовенко, которому инкриминируют статью 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества), закончил ознакомление с 30 томами дела. После этого оно вместе с обвинительным заключением было отправлено на утверждение в Генпрокуратуру. «Дело в основном состоит из приговоров и протоколов допроса других членов группировки — Хомякова, Трошкина, Мухачева», — отметил источник агентства.

Одновременно в Генпрокуратуру обратился и адвокат Вдовенка Абдула Гаджиев. Он настаивает, что материалы не могут быть переданы в суд, а дело должно быть закрыто. «Следствие мало интересовало отсутствие доказательств участия Вдовенко в организации «Северного братства», — отметил защитник «Росбалту». – Например, тот факт, что когда ее участники стали обсуждать возможность захвата власти, мой доверитель к их деятельности уже давно никого отношения не имел. ФСБ настаивает, что один из членов «Северного братства» Петр Хомяков называл Вдовенко «шефом». Однако этому есть объяснение: Вдовенко и Хомяков до 2005 года работали вместе в ЗАО «МИКОР» — Международной информационной корпорации, в которой Вдовенко был генеральным директором, а Хомяков – его заместителем. Поэтому использование Хомяковым выражения «шеф» — не более чем дань уважения к Вдовенко, а не признак руководящей роли последнего в группировке». По словам Гаджиева, в материалах дела сказано, что «Северное братство» было создано на собрании в офисе «МИКОР» в феврале 2007 года. Однако с тех пор истек шестилетний срок давности привлечения Вдовенко к уголовной ответственности.

«Никакие наши доводы следователями услышаны не были, в очных ставках с другими обвиняемым, в том числе с Хомяковым, нам отказали, — рассказал адвокат «Росбалту». — Вместо этого следователи постоянно предлагали Вдовенко оформить явку с повинной. Надеюсь, что Генпрокуратура подойдет к этому дела также беспристрастно, как и к делу в отношении бывшего зампрокурора Подмосковья Игнатенеко. Как известно, надзорное ведомство отказалось передавать его суд, сославшись на многочисленные нарушения».

Впрочем, источник агентства в ГП заявил, что, скорее всего, обвинительное заключение будет утверждено, а материалы переданы на рассмотрение суда.

По версии ФСБ РФ, Вдовенко, являясь сторонником организаций националистического толка, в 2007 года обсудил с профессором Петром Хомяковым, бизнесменом Антоном Мухачевым и Александром Мироновым идею создания организованной преступной группы для совершения преступлений экстремистской направленности. Так на свет появилось не зарегистрированное в государственных органах сообщество «Северное братство», лидерами которого стали Хомяков, Мухачев и Миронов. Как считают в ФСБ РФ, Вдовенко руководил деятельностью как данных лиц, так и всего сообщества в целом, находил для него финансирование.

«Целью «Северного братства» был объявлен приход к власти в Российской Федерации неконституционным путем в результате «бархатной революции», в дальнейшем – изменение конституционного строя и территориальной целостности страны путем создания на части ее территории государства под названием «Светлая Русь», — утверждают в ФСБ. Для этого организаторы «Северного братства» собирались устраивать «преступления экстремистской направленности, а именно — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждение ненависти либо вражды», в том числе по расовому признаку.

Также, по версии ФСБ, создатели «Северного братства», в том числе Вдовенко, нарушили требования части 2 статьи 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда, возбуждающая национальную, расовую или религиозную ненависть.

У Валерия Вдовенко очень интересная биография, и подробно о ней он рассказал сам на допросах. Из них следует, что его отец — Захар Вдовенко — был помощником заместителя председателя КГБ СССР, а мать — Вера Жаура – ответственным работником Главного политического управления полярной авиации Северного морского пути. Сам Валерий пошел по стопам отца. В 1978 году поступил на работу в оперативно-техническое управление КГБ. Затем служил в Первом главном управлении КГБ. В 1990 году по линии ЦК КПСС и КГБ был направлен в Российско-Американский университет («РАУ-корпорация»), директором которого был Алексей Подберезкин, а его замом — Дмитрий Рогозин. Вдовенко был членом комиссии Главного государственного инспектора РФ по расследованию деятельности ГКЧП, работал в администрации президента и правительстве РФ, затем стал внештатным советником премьера Виктора Черномырдина и одновременно членом правления информагентства «РИА-Новости». В 1997 году его направили в компанию «Аэрофлот» — по словам самого Вдовенко, для оказания помощи ее гендиректору Валерию Окулову. В авиакомпании он занимал должность вице-президента по связям с общественностью и госорганами.

Оттуда отставной сотрудник КГБ перешел на работу руководителем корпорации «МИКОР», созданной Юрием Скоковым. Одной из задач Вдовенко было оказание содействия «Партии российских регионов», создание которой, как уверяет сам Вдовенко, курировал замдиректора ФСБ РФ Владимир Шульц. А ее лидерами являлись Олег Кутафин (экс-председатель Комиссии по вопросам гражданства при президенте, скончался в 2008 году) и Юрий Скоков (бывший председатель Совета безопасности РФ). В 1999 году Вдовенко вошел в инициативную группу по созданию центра стратегических разработок при председателе правительства.

Как уверял на допросах Вдовенко, в 2003 году именно он подобрал на роль сопредседателей «Партии российских регионов» (ПРР) своего старого знакомого Дмитрия Рогозина и Сергея Глазьева. Затем ПРР была трансформирована в партию «Родина», а в 2005 году Вдовенко, по его словам, участвовал в отстранении Рогозина от руководства партией. В этот момент Вдовенко тесно сотрудничал с сотрудником управления по внутренней политике администрации президента Карпухиным. Также он участвовал в подготовке еще двух проектов – создании партии «Справедливая Россия» на базе партии «Жизни» и «запасного варианта»— партии «Гражданин России». Однако, по версии ФСБ РФ, в этот период он как раз начал проект по созданию «Северного братства».

На допросах на вопросы, касающиеся «Северного братства», Вдовенко отвечал крайне неохотно, свою связь с этой группировкой националистов отрицал. По его словам, к нему — как к старшему и опытному товарищу — за советом приходили Хомяков и Миронов, но сам он группировкой никогда не руководил.

Во многом уголовное дело строится на показаниях Петра Хомякова. По его словам, участвовавшие в создании «Родины» политики собирались в здании «МИКОР», чаще всего в кабинете Евгения Ермачкова (впоследствии стал членом президиума «Родины»). На одном из таких совещаний его участники решили, что сильной стороной организации стало бы получение неофициального контроля над большей частью контрсистемной оппозиции националистического толка. Для этих целей было решено «купить» «Славянский союз», разгромить «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), а на их базе создать новую силу, к которой постепенно присоединять мелкие националистические группировки. Управление этим конгломератом предполагалось вести опосредованно, в интересах «Родины». Как уверяет Хомяков, после того как партия вошла в полном составе в «Справедливую Россию», цели по «захвату» националистической оппозиции сохранились.

Возглавлял весь этот проект Валерий Вдовенко, который постоянно заявлял, будто согласовывает свои действия с представителями спецслужб России.

В результате было решено создать новую националистическую группировку, которая и стала бы основой для конгломерата. Была выработана ее концепция, а также придуманы несколько вариантов названия. Их передали Вдовенко. Тот, проконсультировавшись с кем-то, остановился на «Северном братстве».

Согласно показаниям Хомякова, постепенно группировка «Северное братство», получавшая хорошее финансирование, стала в националистической среде раскрученным брендом. Ее деятельность контролировал Вдовенко, который также решал и финансовые вопросы. Миронов и Мухачев курировали работу непосредственно с националистами, деятельность сайта и т.д. Они же создавали так называемые «автономные группы» — боевые подразделения «Северного братства» в Москве и регионах.

Однако постепенно проект по созданию в России массовой националистической группировки умеренного толка вышел из-под контроля его кураторов. Руководители были замечены в попытке наладить отношения с иностранными спецслужбами. Более того, «Северное братство» могло в любой момент превратиться в террористическую структуру с разветвленной региональной сетью. Поэтому в 2009 году сотрудники ФСБ РФ провели операцию против лидеров «Северного братства». Антон Мухачев был приговорен к девяти годам лишения свободы. Петру Хомякову, заключившему сделку со следствием, суд дал четыре года колонии.

Александр Шварев, Росбалт